Новая потеря “ЮКОСа”


Близкий к “ЮКОСу” источник полагает, что лихтенштейнская фирма рассчитывает получить контроль над АНХК, обанкротив компанию. “Мы не знаем, кто стоит за этой фирмой. Но предполагаем, что больше других в этом предприятии сейчас заинтересована “Роснефть”, – говорит он.

О том, что некая компания, зарегистрированная в Лихтенштейне, пытается взыскать с АНХК долг на сумму $300 млн, объявил вчера депутат Госдумы от Ангарского избирательного округа Сергей Колесников. По его словам, эта компания утверждает, что еще в 1996 г. получила вексель “Ангарки” на сумму $58 млн, но с учетом пеней и штрафов сумма долга выросла в пять раз.

По информации Колесникова, иск о взыскании денег с АНХК был подан в Московский арбитражный суд еще в конце 2004 г., а первое заседание по этому вопросу состоялось 20 января, но никакого решения на нем не было принято. Он не смог привести “Ведомостям” название фирмы-истца и затруднился сказать, кто за ней стоит.

“ЮКОС” об этом векселе узнал около полугода назад, рассказывает зампред правления компании Александр Темерко. “Мы его не признаем, – уверяет он. – Когда компания покупала АНХК, была проведена проверка, и никаких векселей выпуска 1996 г. на балансе компании обнаружено не было”. По словам Темерко, “ЮКОС” еще в прошлом году обратился в Генпрокуратуру и ФСБ с просьбой расследовать это дело, но ответа не получил. Получить комментарии этих ведомств “Ведомостям” вчера не удалось.

Аналитик “Атона” Дмитрий Лукашов считает, что объем предъявленных лихтенштейнской фирмой претензий может “примерно равняться стоимости АНХК”. “И если суд их признает, это может привести к банкротству комбината”, – предполагает он.

АНХК всегда была одним из самых уязвимых активов “ЮКОСа”. В конце 90-х гг. эта компания, тогда принадлежавшая “СИДАНКО”, прошла через процедуру банкротства, которая сопровождалась многочисленными судебными разбирательствами между кредиторами. Но в 1999 г. контрольный пакет акций АНХК приобрела группа “РИНКО”, у которой не было достаточного количества собственной нефти для загрузки “Ангарки”, и ей пришлось привлечь в качестве стратегического партнера “ЮКОС”. Сначала он поставлял сырье на комбинат, потом выкупил долю “РИНКО” в комбинате.

При этом сделка по покупке “ЮКОСом” 51% акций “Ангарки” чуть не сорвалась. Тогдашний глава компании Михаил Ходорковский заявил, что “ЮКОС” не намерен приобретать акции АНХК до решения вопроса о реструктуризации его долгов на сумму $300 млн. Но в итоге сделка состоялась, а затем “ЮКОС” полностью поглотил АНХК, обменяв акции миноритариев на собственные бумаги.

Максим Галкин, главный специалист по управлению активами Astian Group (бывший миноритарный акционер АНХК), считает неожиданным появление векселя на $58 млн. Он напоминает, что еще в 2000 г. кредиторы “Ангарки” заключили мировое соглашение, и вексель выпуска 1996 г. должен был быть включен в общую кредиторскую массу. “ЮКОС” покупал акции АНХК уже с учетом мирового соглашения”, – подчеркивает Галкин.

В конце прошлого года “Роснефть” стала собственником основного добывающего предприятия “ЮКОСа” – “Юганскнефтегаза” с годовой добычей около 52 млн т нефти. Но мощностей собственных НПЗ госкомпании не хватает, чтобы перерабатывать нефть “Юганска”, поэтому “Роснефть” начала поставлять сырье на заводы “ЮКОСа” на условиях процессинга. По рассказам одного из менеджеров “ЮКОСа”, договоренности об этом были достигнуты только после того, как “Роснефть” пригрозила его компании пожаловаться в антимонопольные органы.

А по мнению Галкина, гигантский комбинат может быть интересен крупной нефтяной компании с добычей не менее 10 млн т в год. В свое время АНХК активно интересовались “Сургутнефтегаз” и ТНК, напоминает аналитик “Совлинк Секьюритиз” Лев Сныков. Впрочем, он не исключает, что за иском может стоять как менеджмент самого “ЮКОСа”, так и “реальный кредитор “Ангарки”, за которым числится старая задолженность”.

Представитель “Роснефти” отказался от комментариев. В ТНК-BP утверждают, что компания не имеет отношения к иску. А с представителем “Сургутнефтегаза” связаться не удалось.