Napster вступает в борьбу с iTunes


В четверг Napster официально представила новую службу Napster To Go – нечто вроде музыкального шведского стола. Платя $15 в месяц, абоненты этой службы смогут получить доступ ко всему ее ассортименту аудиозаписей. Службы, предоставляющие неограниченный доступ к музыке на основе фиксированной платы, существовали и раньше, но до сих пор они существенно отставали по популярности от онлайновых магазинов типа iTunes – прежде всего из-за ряда ограничений, причиняющих абоненту неудобства. Пользователи, как правило, не могли копировать записи на портативные плейеры – предполагалось их воспроизведение только на персональных компьютерах.

Napster To Go решает эту проблему. Пользователи получают возможность копировать любое число файлов с компьютера на плейер. Чтобы пользоваться записями в течение длительного времени, они должны раз в месяц подключать плейер к компьютеру для верификации – Napster проверяет, является ли пользователь ее абонентом. Правда, сейчас новая служба совместима лишь с небольшим числом аудиоплейеров – в их число входят некоторые модели Samsung, iRiver и ряда других производителей, использующих технологию защиты от копирования, предложенную Microsoft. Один из самых популярных плейеров, Apple iPod, не сможет работать с записями Napster To Go, поскольку основан на альтернативной технологии защиты.

Очевидно, что главными конкурентами Napster To Go будут не платные службы типа iTunes, а файлообменные сети, позволяющие получать записи даром. По данным исследователей из BigChampagne, в минувшем декабре число пользователей таких сетей выросло относительно прошлого года на 35% – в среднем в каждый момент времени файлами через Интернет обменивались 7,6 млн человек.

Napster и сама носит название ныне не существующей файлообменной сети, которая долгое время считалась одним из главных рассадников пиратских записей. Не сумев добиться прибыльности на поприще традиционной торговли лицензионными записями, компания решила испробовать новую бизнес-модель на основе подписки. Специалисты полагают, что организаторам сервисов вроде Napster To Go придется столкнуться с рядом серьезных трудностей. Прежде всего необходимо, чтобы пользователи поняли, как функционирует новая схема, и привыкнуть к ней. Еще одно препятствие – ограниченное число совместимых с Napster To Go устройств.

В рамках своего проекта Napster начинает новую рекламную кампанию в СМИ под лозунгом “Посчитайте сами”. Авторы рекламных клипов указывают, что заполнение диска iPod записями, купленными у Apple поштучно по 99 центов, может обойтись потребителю в целых $10 000, тогда как абонент Napster To Go получает точно такую же коллекцию всего за $15 в месяц. Впрочем, эта коллекция достается ему лишь во временное пользование. “Думаю, не многие согласятся платить за подписку $180 в год, – говорит гендиректор Apple Стив Джобс. – Беря что-то напрокат, вы в конце концов остаетесь ни с чем”.

Многие эксперты не соглашаются с Джобсом, утверждая, что подписка на музыку – более привлекательная альтернатива пиратским сетям, чем службы вроде iTunes. (WSJ, 3.02.2005, Александр Силонов)