ВЕКТОР


Аэрофлот” взлетел на слухах

Четвертый день подряд акции “Аэрофлота” стремительно дорожают. Вчера они выросли на 15% за акцию, из-за чего ММВБ пришлось дважды приостанавливать торги ими. Капитализация авиакомпании выросла до рекордных $1,8 млрд. Аналитики объясняют рост котировок позитивными новостями. Вчера “Аэрофлот” объявил о 40%-ном росте чистой прибыли ($181,9 млн в 2004 г.), а Внешторгбанк согласился финансировать строительство терминала “Шереметьево-3” в обмен на блокпакет его акций, избавив “Аэрофлот” от бремени искать средства на этот объект.

А вот трейдеры не верят, что эти новости могли вызвать столь бурный рост котировок этой практически неликвидной бумаги. Они уверены, что взлет акций “Аэрофлота” спровоцировал распространившийся по рынку слух о намерении правительства приватизировать авиакомпанию в нынешнем году. На взлете котировок заработали стратегические инвесторы – НРК и менеджеры авиакомпании – и спекулянты, игравшие на акциях “Аэрофлота”. Трейдеры теряются в догадках, самая популярная из которых состоит в том, что кто-то из крупных акционеров авиаперевозчика мог задуматься о продаже своего пакета. Вот тут-то им и пригодится высокая капитализация “Аэрофлота”. Тем более что “возгонка” котировок его акций обошлась бы недорого. В свободном обращении находится не более 3% акций “Аэрофлота”. Поэтому даже “микроскопическое” увеличение спроса на бумаги тут же приводит к заметному росту их стоимости. Вчера на ММВБ было продано всего 0,15% акций “Аэрофлота”.

Расплата за беспечность

“Алтайэнерго”, одна из “дочек” РАО “ЕЭС России”, вчера не заплатила 27 млн руб. купонного платежа по своим облигациям на 600 млн руб. Один из соорганизаторов выпуска – “УралСиб” объяснил это “причинами технического характера”, не зависящими от эмитента, и добавил, что средства для выплаты купона должны поступить сегодня. Что за “технический характер” имеет в виду “УралСиб”, он не объяснил. Но в организовавшей выпуск инвесткомпании “Алемар” со ссылкой на “Алтайэнерго” говорят о техническом сбое в обслуживающем эмитента банке, возникшем якобы из-за проблем с электричеством. Похожую версию изложили агентству АК&М представители НДЦ: деньги, которые компания должна была перевести платежному агенту, остались в Барнауле, поскольку из-за сильных морозов в местном банке на время отключили электричество. “Алтайэнерго” успокоить инвесторов не торопится, а на своем интернет-сайте уведомляет, что, “несмотря на длящиеся третью неделю суровые морозы (-30–40 градусов по Цельсию), все три ТЭЦ компании работают в нормальном режиме по заданному диспетчерскому графику”. Независимо от того, действительно ли энергетики стали заложниками сбоя в электросетях, они поплатились за свою беспечность: если бы они заранее позаботились о платеже, инвесторы получили бы купон вовремя, и репутация “Алтайэнерго” осталась бы не запятнанной техническим дефолтом. На последний день откладывают расчеты многие эмитенты. Скорее всего, история с “Алтайэнерго” станет хорошим уроком для остальных компаний, и рынок облигаций станет чуть более надежным.

Министр- самоликвидатор

Возможно, через несколько лет Министерство информационных технологий и связи в его нынешнем виде перестанет существовать. Во всяком случае нынешний министр Леонид Рейман собирается приложить к этому руку. “Регулятор в отрасли нужен, форма регулирования должна совершенствоваться. Многие страны идут по пути создания независимого регулятора, мы тоже будем предлагать такой путь”, – заявил на днях министр. Как пояснил вчера слова своего шефа глава департамента Мининформсвязи Виталий Слизень, по этому вопросу будет создана рабочая группа, которая будет консультироваться с Мировым банком. Таким образом, министр идет на своеобразную уступку своим недоброжелателям. Например, основатель “ВымпелКома” Дмитрий Зимин последние лет десять говорит о необходимости отмены отраслевого министерства в области связи. Такого же мнения придерживается и группа членов Совета Федерации, разработавшая концепцию реформирования отрасли связи. Например, в США Федеральная комиссия по связи подотчетна Конгрессу. Стремление министра наступить на горло собственным амбициям можно только приветствовать. Вопрос в том, насколько независим будет новый независимый регулятор.