ЦИТАТА НЕДЕЛИ


Бородин говорит о договоре аренды группой “Ист Лайн” аэропортового комплекса “Домодедово”, заключенном в 1998 г. Договор действительно необычный: он заключен на целых 75 лет, а арендная плата не раскрывается. Участники рынка говорят, что она составляет смехотворные 11 млн руб. в год.

На первый взгляд – очередной пример того, как привлекательный актив был задарма уведен из-под носа у государства. И, как выяснилось на этой неделе, Росимущество второй год оспаривает сделку. Правда, пока безуспешно – до сих пор все суды выносили решение в пользу “Ист Лайна”. Очередное слушание назначено на 14 февраля.

Но на эту ситуацию можно взглянуть и с другой стороны. В середине 1990-х “Домодедово” потихоньку загибался, а теперь того и гляди отберет у “Шереметьево” звание лучшего аэропорта страны. От услуг “Шереметьево” уже отказались такие гранды, как British Airways и El Al, еще несколько сейчас рассматривают этот вопрос. Обнародованные недавно финансовые показатели “Домодедово” значительно лучше, чем у “Шереметьево”, например, рентабельность выше в 2,5 раза.

Такой результат стоил “Ист Лайну” немалых денег: по данным группы, она вложила в арендованное у государства оборудование $30 млн, а всего в реконструкцию “Домодедово” – $500 млн. Тем временем государство, которому принадлежит 100% акций “Шереметьево”, никак не может решить, как строить терминал “Шереметьево-3”.

В общем, наглядная иллюстрация преимущества частного бизнеса над государственным.

Теперь государство стоит перед непростым выбором. Если Росимущество проиграет суд или отзовет иск, необычный договор 1998 г. следует признать нормальным. Проигрыш же “Ист Лайна” породит новую волну разговоров о пересмотре итогов приватизации и ухудшении инвестклимата. Тем более что в истории российской приватизации немало еще более необычных договоров.

Из этой ситуации должен быть какой-то выход. Возможно, им мог бы стать пересмотр арендной платы за аэродромный комплекс “Домодедово” до уровня, справедливость которого не вызывала бы сомнений у экспертов. Это показало бы способность государства урегулировать споры с бизнесом цивилизованным путем.