Туристический рынок в Санкт-Петербурге: Туристический бизнес понес потери


Пошли навстречу туристам, бронировавшим билеты на регулярные рейсы, авиаперевозчики. “Аэрофлот” объявил о 100%-ной компенсации стоимости билетов пассажирам, отказавшимся лететь в пострадавшие регионы. По этому пути пошла и “Трансаэро”.

После цунами количество выезжающих в Таиланд туристов сократилось более чем в два раза – наполовину сократилось количество чартеров, говорит генеральный директор туроператора “Ривьера” Вадим Лежнин. Сейчас чартеры заполняются, по его словам, на 75%.

До декабря из Петербурга в Бангкок летал один чартерный рейс в неделю (Boeing на 219 человек), сообщили в авиакомпании “Трансаэро”. После трагических событий чартеродержатель – компания “Нева” снизила частоту полетов до одного раза в две недели. Загрузку самолета на сегодняшний день в “Неве” оценивают в 70%.

Генеральный директор “Калипсо мир путешествий” Олег Афрамеев оценивает падение спроса на туры в Юго-Восточную Азию в 50%. Но выросли объемы продаж других “экзотических” туров: на Канары, в Доминикану, на Кубу. “В целом спрос снизился на 10% по сравнению с прошлым годом”, – констатирует он.

В результате резко снизились и цены на туры. Сейчас средняя цена – $600, при себестоимости – $720–730, уверяет Афрамеев.

Но даже после снижения цен с $1000 до $500 в Юго-Восточную Азию “никто не летит”, сетует гендиректор туристической фирмы “Пляж” Лилия Маничкина. За прошлый месяц компания недополучила около $10 000, говорит она. Поэтому Маничкина недоумевает, зачем компания “Тез Тур” восстановила чартер Москва – Пхукет, если клиенты даже на Паттайю лететь не хотят”.

Но в “Тез Тур” более оптимистично оценивают ситуацию: “Интерес к курорту постепенно восстановится. Психологическое отторжение, вызванное подачей новостей из региона, постепенно исчезнет. “Хотя, – добавляет заместитель директора петербургского отделения “Тез Тур” Иван Хотеев, – о запланированном 30%-ном росте [потока туристов] можно забыть”.

Не собираются уходить с этого направления “Ривьера” и “Нева”. Спрос на тайское направление будет расти, уверен гендиректор “Невы” Сергей Тимралиев.

Прежде таиландское направление по объему отправленных из Петербурга туристов в новогодний период в “экзотические страны” занимало 3-е место. Популярнее был лишь Египет и Саудовская Аравия, говорят в Российском союзе туриндустрии.

А общий объем петербургского рынка выездного туризма Лежнин из “Ривьеры” оценивает в $350 млн.

Туристы требуют компенсации

Но туроператорам еще предстоит решить проблему компенсаций. На них рассчитывают туристы, которые забронировали путевки в пострадавшие районы еще до цунами и отказались от путешествий или альтернативных маршрутов. По закону о защите прав потребителей туристы могут рассчитывать лишь на возврат средств, которые не были затрачены на обеспечение их поездки, говорит председатель правления КонФОП Дмитрий Янин. “Это прибыль туроператора, прибыль турагентства и, если рейс был регулярный, стоимость авиабилета”, – пояснил он.

В компании “Терция” сообщили, что прибыль туроператора и турагента зависит от престижности тура и составляет от $100 до $250.

Ряд зарубежных авиакомпаний возвращали деньги, удерживая небольшие штрафы, говорят в “Калипсо мир путешествий”. Например, “Узбекские авиалинии” взимали по $25.

А вот “чартерные авиакомпании очень неохотно возвращают деньги”, сказал Афрамеев из “Калипсо мир путешествий”. “Но даже если самолет остался в Петербурге, то авиакомпания обязана компенсировать только средства, которые не были потрачены: зарплата пилотов, аэропортовые сборы и т. п.”, – дополняет Янин из КонФОП.

Тимралиев из “Невы” заявил, что его компания выплатила 100%-ные компенсации всем туристам, которые должны были отправиться на остров Пхукет.

Меньше повезло клиентам других туроператоров, бронировавшим чартер. Хотеев из “Тез Тур” говорит, что чартеродержатель – турфирма “Нева” сообщила, что не будет возвращать стоимость авиабилетов на осуществленный рейс, поскольку “Трансаэро” отказывается возвращать эти деньги. “У нас осталось два варианта – либо забыть про эти компенсации, либо дожидаться окончания переговоров между “Трансаэро” и “Невой”, – сетует он.

Директор по связям с общественностью “Трансаэро” Сергей Быхал говорит, что авиакомпания не будет применять штрафные санкции к туроператорам, сократившим количество рейсов в Таиланд.

Турфирмы надеются вернуть деньги и за бронь от владельцев отелей. Тимралиев из “Невы” говорит, что пока эти средства не получены, но, возможно, они будут выплачены в следующем году в виде услуг.

А эксперт информационной службы “Банко” Алексей Дуэль утверждает: “Если оператор вносил деньги на депозит отеля, то он спокойно может их снять и раздать клиентам. Но если компания соглашалась на предоплату номеров, то все будет зависеть от доброй воли владельцев гостиницы”. С ним согласен и Хотеев из “Тез Тур”.

Грядут суды

Попыток получить компенсации через суд в Петербурге еще не было. А в Москве первые процессы начались, отмечают в Российском союзе туриндустрии. Аналитики полагают, что число исков заметно возрастет после того, как операторы объявят о сроках и схемах выплат компенсаций. “Обиженные найдутся, и начнется череда тяжб”, – уверен Алексей Дуэль из “Банко”.

В КонФОП считают, что у туристов мало шансов вернуть деньги и через суд. “В любом случае 100% стоимости путевки туристам вернуть не удастся. Скорее всего компенсация составит от 30% до 60%”, – полагает Ирина Тюрина, пресс-секретарь КонФОП. “Но если количество исков резко возрастет и государство потребует от туроператоров возвращать 100% стоимости тура, – продолжает Янин, – я бы советовал небольшим компаниям переоформлять лицензию и начать свой бизнес под другой торговой маркой. Это не так трудно”.

Снизить риски от форс-мажорных обстоятельств можно только одним способом – ввести обязательную страховку от невыезда (около $30), считает вице-президент Российского союза туриндустрии Сергей Корнеев. Страховка покрывает не только риск форс-мажора, но и случаи отказов в визе, говорит он. Также вице-президент предлагает ввести страхование профессиональных рисков туроператоров как обязательное условие их деятельности. “Страхование туроператорской деятельности может стоить компании около $2000 в год. Для компаний, которые могут платить депозиты за самолеты и гостиницы, – это не самое страшное”, – считает Корнеев.