Carrefour на распутье


Сегодня Carrefour насчитывает 10 000 супермаркетов в 30 странах. По количеству магазинов на зарубежных рынках сеть значительно опережает своего главного конкурента – Wal-Mart, которая, превосходя Carrefour по объему продаж, присутствует всего в девяти странах. Но несколько дней назад гендиректор Carrefour подал в отставку – во Франции ритейлор отстает от конкурентов настолько, что совет директоров компании усомнился в его способностях возродить французское подразделение.

Бернара сменит Жозе Дюран, раньше работавший финансовым директором компании. А совет директоров возглавил Люк Вандевельд, бывший гендиректор Marks & Spencer, который представляет интересы членов семьи, основавшей Carrefour.

Именно Carrefour в 1963 г. открыла первый в мире гипермаркет. В гипермаркетах Carrefour было все, что необходимо семье: от садового шланга до вина и бумажных полотенец. Carrefour отучила европейцев от привычки ходить в магазин каждый день и делать мелкие покупки – вместо этого они стали покупать все необходимое в одном месте на неделю вперед. После того как Бернар стал гендиректором Carrefour в 1992 г., он добавил к гипермаркетам магазины меньшего формата, работающие под торговыми марками Ed, Champion и Dia.

Но в последнее время продажи в гипермаркетах Carrefour снижаются – ритейлор не выдерживает конкуренции с дискаунтерами.

В бедственном положении Carrefour виноваты не только Бернар и его команда топ-менеджеров. Компания стала жертвой закона, который должен защищать европейских ритейлоров, но в реальности многим вредит, заставляя поддерживать высокие цены в магазинах. А тем временем дискаунтеры расширяют свое присутствие в Европе.

Бернар отказывается от комментариев, но в интервью в октябре он как-то сказал: “Времена трудные. Законы жесткие. Но позвольте мне сказать одну вещь: я отказываюсь верить, что Carrefour мертва”.

Неприятности Бернара начались в 1999 г., когда Carrefour за $16,3 млрд купила французскую сеть Promodes, насчитывавшую 3000 супермаркетов, дискаунтеров и гипермаркетов. Эта сделка открывала Carrefour путь на иностранные рынки, но для ее осуществления пришлось принять драконовские условия антимонопольного ведомства. На ближайшие пять лет Carrefour было запрещено открывать новые магазины во Франции. Срок запрета истек всего два месяца назад.

Бернар понимал, чем может обернуться для Carrefour пятилетний мораторий, но он думал, что французские законы защитят компанию. Во Франции ритейлор не имеет права продавать свои товары дешевле их себестоимости. Этот закон призван защищать в первую очередь маленькие магазины от таких гигантов, как Carrefour. Но, как оказалось, в защите нуждалась именно Carrefour. На потребительском рынке Франции все больше становится дискаунтеров – вроде немецкой Aldi, – торгующих только private label – товарами, продающимися под собственными марками. На “немарочные” товары закон, запрещающий продажу по цене ниже себестоимости, не распространяется.

И покупатели начали уходить к дискаунтерам. Пока Carrefour соблюдала мораторий, конкуренты времени не теряли и открывали новые магазины. “Дискаунтеры росли гораздо быстрее, чем все ожидали”, – жалуется Дюран.

А в гипермаркетах Carrefour во Франции за последние полтора года продажи упали на 4,3%. Удар оказался очень чувствительным: 60% прибыли компания получает именно на внутреннем рынке.

Аналитики обвиняют Carrefour в неповоротливости: на многочисленных складах компании хранятся товары, которых хватило бы на 32 дня продаж. А конкуренты уже давно научились обходиться без запасов: Wal-Mart часто поставляет товары прямо в магазины и делает это настолько быстро, что нередко успевает продать их раньше, чем расплачивается с производителем.

Неповоротливость Carrefour стала особенно очевидна, когда Nestle начала продавать в Европе замороженные сэндвичи Hot Pockets. В рекламе Nestle говорилось, что сэндвичи продаются в магазинах Carrefour, но покупатели приходили к пустым полкам – так медленно работала система доставки Carrefour.

Поставщики тоже жалуются, что Carrefour тянет до последнего с точным объемом заказа. Производителю сливок Maitre Laitier du Contentin иногда приходится угадывать, сколько ящиков сливок понадобится Carrefour, говорит Жан Фортен, генеральный менеджер компании. А заказ может быть разным: иногда Carrefour достаточно полгрузовика сливок, но бывает, что нужно и шесть.

Год назад Carrefour пригласила 100 своих основных поставщиков на встречу в главном офисе компании в Париже, чтобы обсудить, как быстрее организовать доставку в магазины. “Что мы можем делать лучше?” – спрашивал Ги Ираета, курирующий гипермаркеты Carrefour.

Gelagri Bretagne, производитель продуктов питания, предложил изменить упаковку зеленого горошка и моркови. Он предложил заменить тяжелые и занимающие много места 800-граммовые стеклянные банки пластиковыми контейнерами, обтянутыми целлофановой пленкой. Это позволяет сэкономить 20% на производстве, доставке и хранении продукта, рассказывает Алэн Тьеффри, директор Carrefour по маркетингу.

Еще одно новшество – электронная система, выдающая прямо на полках информацию о цене товара и его количестве. Пока она есть не везде, но Carrefour планирует внедрить эту систему, позволяющую экономить от 10% до 20% трудозатрат, в каждом гипермаркете. Впрочем, Wal-Mart в своей сотне парижских магазинов установила подобную систему уже несколько лет назад. (WSJ, 4.02.2005, Татьяна Бочкарева)