Фрадкова простили


Инициировать объявление недоверия правительству предложили коммунисты. Они собрали подписи 101 депутата – для внесения вопроса в повестку пленарного заседания Госдумы необходимо 90. Оправдываться на вчерашний “судный день” приехал сам премьер Михаил Фрадков.

– Я отдаю себе отчет, что это не лучший повод встречаться с вами, – начал Фрадков. Он заявил, что за время своего премьерства успел извлечь “пять уроков”. Но прежде чем рассказать про учебу, он повинился за неудачный ход реформы системы социальных льгот.

– Критика тяжелая. Надо было просчитать в деталях все последствия… Надо было понимать, что, начав эту работу, мы столкнемся с реакцией… Оценить тяжелую психологическую реакцию, – признал Фрадков.

Первый урок, как следовало из слов премьера, заключался в том, что “проведение социальных реформ необходимо увязывать с ростом уровня жизни населения”. Четыре остальных урока состояли в том, что стране необходимы “пространственное развитие”, “политика роста”, “повышение эффективности рыночных институтов” и “бюджетная политика”.

– Можно представить, что это очевидные и всем известные вещи, но за каждым стоит уже конкретная работа… И руки есть, и голова, чтобы оправдать доверие, – сказал Фрадков в завершение своей получасовой речи.

Независимый депутат Оксана Дмитриева выступала от имени инициаторов вотума.

– За год деятельность правительства привела к резкому снижению темпов роста и провалу всех реформ, – констатировала она. Далее из ее слов следовало, что кроме монетизации правительство провалило и административную реформу, и федеративно-муниципальную, и реформу ЖКХ.

– Против отставки правительства будут голосовать только соучастники этих решений! – заявила она коллегам. – Ошибки [министра здравоохранения и социального развития Михаила] Зурабова стоят 550 млрд руб. Это больше, чем наши расходы на оборону! Ошибки [министра финансов Алексея] Кудрина тянут на 1 трлн руб. Это больше, чем наши расходы на безопасность, социальную политику. […] Это слишком дорогое правительство!

– Уровень работы правительства, прежде всего социально-экономического блока, не соответствует масштабу задач. […] Техническое правительство – очень точный образ, – даже не верилось, что это говорит вице-спикер от “Единой России” Олег Морозов. – Впредь мы не будем одобрять ни одного нововведения, пока не поймем, что под ним есть продуманный, до винтика, механизм! Затем он уточнил, что “отставка правительства – худший вариант выхода из кризиса”, и все стало на свои места. Морозов от имени своей фракции предложил Фрадкову через два месяца отчитаться в парламенте о работе над ошибками.

– [Отставка правительства] это не просто желание сотни депутатов, это желание миллионов граждан, которые выходят на улицы! – грозил пальцем лидер КПРФ Геннадий Зюганов.

– Требуется не отставка правительства! Требуется отставка всего курса! – заявил еще один сторонник вотума лидер “Родины” Дмитрий Рогозин.

Отставить весь курс согласились только 112 депутатов (при необходимых для принятия решения 226). Среди них пять “единороссов”, 47 (вся фракция) коммунистов, 34 (из 39) “родинцев”, 10 (из 35) “жириновцев”, 16 (из 20) независимых депутатов.