Мобильные мечты


“$87 млн достаточно только для закрепления в тех регионах, где позиции СТК традиционно сильны, – Красноярск и Иркутск. Но “большая тройка” усиливается и в этих регионах, так что и там доминирование СТК не вечно. Чтобы успешно конкурировать с ними, СТК придется инвестировать на порядок больше”, – уверен аналитик БКС Ростислав Мусиенко.

Вчера “Сибирьтелеком” сообщила об итогах работы в 2004 г. и презентовала программу развития своего мобильного бизнеса до 2006 г. За прошлый год сотовые “дочки” СТК нарастили абонентскую базу более чем в два раза до 1 млн абонентов, заявил Дмитрий Левин, коммерческий директор СТК. По словам председателя советов директоров “Енисейтелекома”, “Байкалвесткома” и “Стек Джи Эс Эм” Ивана Дадыкина, в развитие своих сотовых компаний было инвестировано $73,5 млн, а в 2005 г. планируется $87 млн. Основная часть этих средств придется на сети Иркутской и Кемеровской областей и Красноярского края. Сейчас свою долю на рынке мобильной связи в Сибирском федеральном округе СТК оценивает в 17%, а до конца 2006 г. хочет контролировать уже 25%.

Двукратный рост абонентской базы СТК не выглядит победным на фоне общего роста рынка. В 2004 г. количество сибирских пользователей мобильной связью увеличилось на 132% и на конец декабря достигло 6,8 млн человек, говорит аналитик iKS-Consulting Оксана Панкратова. Она ставит под сомнение и оценку доли рынка СТК в Сибири: “На конец декабря доля СТК в абонентской базе СФО составляла 14,7%, а на начало 2004 г. – 16,3%. “Дочки” СТК росли медленнее рынка”, – констатирует аналитик.

Лучше показатели СТК смотрятся при сравнении доходности. Панкратова оценивает долю рынка СТК в выручке мобильных операторов, работающих в СФО, в 23% и объясняет это высоким показателем ARPU (среднемесячная выручка на одного абонента). По итогам 2004 г. ARPU СТК оказался равен $22,6, а у МТС в Сибири – $14, у “ВымпелКома” – около $10. Консолидированная выручка СТК от мобильной связи за 2004 г. составит, по предварительным данным, 4,06 млрд руб., что несколько больше плановых расчетов: ранее начальник отдела рынков капитала и связей с инвесторами Алексей Шипицын прогнозировал годовую выручку от сотового бизнеса в 3,8 млрд руб.

Топ-менеджеры “Сибирьтелекома” заявили о планах до конца 2005 г. увеличить количество абонентов на 60% до 1,6 млн. Панкратова считает, что этого показателя достичь сложно, но реально: “Рост абонентской базы в Сибири составит 50–60%, СТК достаточно успевать за рынком”.

Успевать за рынком со своими инвестиционными возможностями “Сибирьтелекому” будет нелегко – меньше СТК в этом году планирует потратить только “МегаФон”. По словам гендиректора “Мобиком-Новосибирска” (сибирская “дочка” “МегаФона”) Александра Горшкова, компания в 2005 г. инвестирует в сибирский регион $60 млн. Доля “МегаФона” в СФО, по данным iKS-Consulting, на конец декабря составляла 3,6%.

Лидеры рынка – “ВымпелКом” и МТС (38,8% и 34,6% рынка СФО соответственно) – обещают инвестировать в разы больше. Артем Минаев, специалист по связям с общественностью “ВымпелКома”, говорит, что объем вложений в сибирский регион составит более $200 млн. По словам топ-менеджера сибирской дирекции МТС, его компания инвестирует около $150 млн.

Топ-менеджер МТС говорит, что вообще не чувствует конкуренции со стороны “Сибирьтелекома”: “Региональные операторы по определению проигрывают федеральным – в тарифных предложениях, роуминговых условиях, ценовой политике. Я бы порекомендовал СТК не отвлекать ресурсы от профильной деятельности ради неочевидных результатов, все-таки их вотчина – традиционная телефония”. Собеседник “Ведомостей” предполагает, что активность СТК и других МРК в сотовом бизнесе вызвана желанием нарастить капитализацию перед готовящейся приватизацией “Связьинвеста”, а не стратегическими планами.