Бензиновая “революция”


Еще в декабре три крупнейших объединения автоперевозчиков – Общероссийский профсоюз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Ассоциация автомобильных перевозчиков и Российский автотранспортный союз – приняли решение о проведении общероссийской акции протеста против “безудержного роста цен на топливо”. Эти организации, по словам аналитика транспортного рынка, пожелавшего остаться анонимным, представляют интересы большей части участников рынка автоперевозок.

Еще 17 декабря инициаторы акции направили письмо президенту Владимиру Путину, в котором проинформировали о ее подготовке и изложили требования: ввести госконтроль над стоимостью топлива на внутреннем рынке, снизить цены до уровня, “соответствующего развитию экономики России, уровню доходов населения”, и разработать механизм компенсации автопредприятиям “дополнительных расходов”.

Вчера водители-перевозчики вышли на улицы Москвы, Санкт-Петербурга, Хабаровска, Владивостока, Петрозаводска, Ставрополя, Нижнего Новгорода и других крупных городов. В Москве в полдень около 500 водителей (это по данным инициаторов акции, ГУВД Москвы утверждает, что их было не больше 50) пришли на Горбатый мост у Дома правительства с лозунгами вроде “Олигархи, не лезьте в карман водителя!” Всего, по подсчетам инициаторов акции, на улицы вчера должны были выйти до полумиллиона водителей. И это была только первая ее часть – вторая состоится в субботу. Запланировано, что около сотни грузовиков проедут колонной по МКАД, а еще 60 попытаются прорваться в центр Москвы.

Представителей митинговавших у Белого дома принял вице-премьер Александр Жуков. Он сообщил, что по итогам проверок, проведенных в конце прошлого года, доказано, что рост цен на бензин объясняется ценовым сговором. “Необходимо ужесточение антимонопольных мер”, – резюмировал он и призвал водителей поддержать соответствующими акциями принятие новой редакции закона о конкуренции, проект которого правительство собирается внести в Госдуму к 1 марта.

Этот проект Федеральная антимонопольная служба написала взамен морально устаревшего закона 1991 г. Чиновники хотят распространить антимонопольное регулирование и на олигополии (группа компаний, в совокупности контролирующих больше половины рынка). “Провести закон в Госдуме будет непросто, у него и сейчас много противников”, – посетовал вчера Жуков.

Похоже, акции протеста и впрямь должны помочь правительству провести законопроект через Госдуму. Замгендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что, хотя протесты автотранспортников едва ли прямо инспирированы правительством, “компетентная часть кабинета” в лице Жукова и главы ФАС Игоря Артемьева “может обратить их себе на пользу”. А политконсультант Глеб Кузнецов сомневается, что нынешнему правительству “удастся канализировать протест автоперевозчиков в нужном русле, поскольку для этого нет ни способных кадров, ни воли”.

Зато вице-спикер Госдумы от “Единой России” Владимир Катренко говорит, что депутаты “были близки” к принятию новой редакции антимонопольного закона и до акций протестов, но раз “позиции общества и политиков близки, то это [принятие закона] произойдет в скором будущем”.