Добудем сами

Ведомости

Теперь они недоумевают по поводу такого решения. “Ограничение снизит конкуренцию и приведет к тому, что Россия не получит лучших условий при разработке месторождений”, – говорит представитель Statoil Кай Нильсен. Хотя создание СП с российской компанией, по его мнению, “не повредит деятельности Statoil в России”. Зампредседателя совета директоров Highland Gold Mining, претендента на Сухой Лог, Иван Кулаков сожалеет о решении Минприроды и не видит оснований для его принятия. “Поздравьте “Норильский никель”, его шансы на выигрыш [в торгах по Сухому Логу] резко выросли”, – сыронизировал вице-президент Peter Hambro Mining Павел Масловский.

Доступ иностранных компаний к крупным месторождениям в этом году будет закрыт, заявил вчера Юрий Трутнев. “К ним будут допущены те компании, в акционерном капитале которых не менее 51% принадлежит российским участникам”, – цитирует министра агентство “Интерфакс”. “Решение, по сути, политическое, – поясняет позицию министра его пресс-секретарь Ренат Гизатулин. – Иностранные корпорации могут купить лицензии на большие месторождения для поднятия своей капитализации либо просто “на будущее”. России это невыгодно”.

По словам Трутнева, ограничения распространятся на “Сахалин-3”, месторождения в Баренцевом море, им. Требса и Титова, четыре блока Центрально-Хорейверского поднятия (ЦХП), Удоканское месторождение меди и Сухой Лог.

Из всего списка Трутнева торги с конкретными условиями объявлены только по месторождениям Требса и Титова, а также четырем блокам ЦХП (стартовые цены – по 1,5 млрд руб. за блок и по 2,8 млрд руб. – за месторождение). Условия аукционов ограничений для иностранцев не предусматривали. Но накануне заявления Трутнева источник в МПР расскал “Ведомостям”, что на днях торги могут отменить и назначить новую дату. Эту информацию подтверждал топ-менеджер одной из крупных нефтяных компаний. Он ждет, что МПР введет несколько новых правил при распределении месторождений. Главное из них – ограничение участия иностранных компаний и лиц, аффилированных с ними.

Такого прецедента в России еще не было, констатирует замначальника департамента ТЭК Минпромэнерго Виталий Караганов. Ограничения для иностранцев широко практиковались лишь во времена залоговых аукционов, вспоминает бывший чиновник, занимавшийся приватизацией. Они были введены при продаже “Норильского никеля” и всех нефтяных компаний – “ЮКОСа”, “ЛУКОЙЛа”, “Сибнефти” и проч., рассказывает он. “Ограничения объяснялись тем, чтобы предотвратить утечку активов за рубеж, а на самом деле просто снижали конкуренцию”, – говорит он.

Караганов считает, что закон о недрах не позволяет ограничить участника “по национальности”. По его словам, возможно лишь условие о регистрации компании в России. “Эти заявления беспочвенны, сначала нужно прописать это в законе и обосновать”, – считает чиновник. Но топ-менеджер нефтяной компании напоминает, что МПР еще летом подготовило нужные изменения закона о недрах. Трутнев недавно обещал, что в марте законопроект будет внесен в Госдуму. Источник, близкий к администрации президента, уверен, что эта идея найдет поддержку в Кремле: “Таким образом иностранцы вынуждены будут создавать совместные предприятия с российскими компаниями”.

Иностранцы собирались биться почти за каждое из месторождений, перечисленных Трутневым. На Сухой Лог наряду с “Норникелем”, “Полиметаллом” и “Базэлом” претендовали Fleming Family & Partners, Highland Gold и канадская Barrick Gold. За Удокан помимо “Норникеля” и УГМК собирался конкурировать “Казахмыс”.

“Решение объективно выгодно нашей компании. Мы считаем, что разработкой подобного рода месторождений [как Сухой Лог и Удокан] готовы заниматься исключительно российские компании”, – заявил начальник управления общественных связей “Норникеля” Сергей Черницын. С ним согласился менеджер другой компании, в которой решения Минприроды, как оказалось, давно ждали. В нефтяных компаниях из первой пятерки от комментариев отказались.