Проект “Б”: Налоги Божьи


Трудно спорить с тем, что Церковь и государство – разные явления. У них разное происхождение, разные цели и средства. Для верующего Церковь – установление Бога, для неверующего – какой-то “институт”, отделенный от государства. Но, наверное, и верующий, и неверующий согласятся, что государство, в отличие от Церкви, – это не высшее установление, а плод человеческой истории, несовершенный результат поиска людьми способа защититься от внешних сил и обеспечить себе достойную жизнь.

Цели тоже разные, точнее, они находятся в разных измерениях. “Целью Церкви является вечное спасение людей, цель государства заключается в их земном благополучии”, – кратко и точно формулируется это различие в Основах социальной концепции Русской православной церкви. Похожим образом похожую мысль могли бы выразить и представители других конфессий.

Раз цели находятся на разных уровнях, то и средства должны быть разные. Религия, если говорить о христианстве, в идеале ждет от своих последователей верности заповедям, духу Евангелия, безгрешной жизни. Государство в идеале ждет от граждан лояльности, соблюдения законов, в частности уплаты налогов.

Некоторые статьи уголовного и других кодексов права похожи по содержанию на некоторые заповеди, но есть границы пересечения. Должна ли религия, у которой есть средства морального воздействия на людей, требовать от предпринимателя отказаться от всех законных способов оптимизации налогов, например? Или требовать применения какой-нибудь экологичной, но совершенно неконкурентной технологии? Должно ли государство, у которого есть средства физического принуждения, требовать от граждан исповедовать определенную веру? Должно ли требовать того, что невозможно описать в законе, например “не желать жены ближнего твоего”?

Попытки смешать цели, свойственные религии, и цели, свойственные государству, делались сотни лет и обычно вели к несчастьям. Государству не стоит требовать от граждан больше того, что реально может быть выполнено, пишет экономист Владимир Мау, ректор Академии народного хозяйства, в статье “Стратегические вызовы современной России сквозь призму христианского учения” и ссылается на слова Евангелия: “И вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые” (Лк 11:46).

Учась на ошибках, общества со временем стали разводить религиозные и государственные цели подальше друг от друга. Как красноречиво показывает опыт истории, например период господства инквизиции в Европе или советский период в России, к некоторым вещам просто нельзя принудить. Советская история – это как раз наглядная демонстрация того, чего можно и чего нельзя добиться принуждением и запугиванием.

То, к чему нельзя принудить, делается только в результате свободного выбора. По большому счету все, что нужно от государства, – это обеспечить возможность выбора между путем преступления и путем закона. Заставить делать добро оно не может. И не может полностью исключить зло. Но может создать для людей условия, в которых соблюдение законов и уплата налогов были бы хоть чуть-чуть менее рискованным занятием, чем жизнь вне закона. Более справедливыми оказываются не те общества, где больше церквей или мечетей, и не те, где на каждого человека по постовому, а те, в которых выбор между светом и тенью сделать легче.