Сколько тратит Россия: Восемь с половиной миллиардов


Оценка “прочих расходов” – дело неблагодарное. Никаких особых принципов для отнесения тех или иных потребительских расходов населения к категории “прочие” не существует. Хотя, пожалуй, один принцип есть – так называемый остаточный.

Применение остаточного принципа подразумевает, во-первых, что вряд ли соответствующие расходы могут быть отнесены к расходам на товары и услуги первой необходимости. Во-вторых, это должны быть небольшие траты по различным статьям, которые суммарно, впрочем, могут составить приличную сумму.

По нашей оценке, расходы на покупку “прочих” непродовольственных товаров и оплату “прочих” услуг составили:

услуги домашней прислуги – 67,9 млрд руб.;

бытовые услуги – 18,3 млрд руб.;

игрушки – 70,7 млрд руб.;

электроинструменты – 5,5 млрд руб.;

домашние животные – 240 млрд руб.;

личные услуги – 79 млрд руб.;

предметы личного обихода – 11,5 млрд руб.;

ритуальные услуги – 21,6 млрд руб.;

страхование – 172,6 млрд руб.

юридические и посреднические услуги – 12,1 млрд руб.

Итого – 699,2 млрд руб., или $23,7 млрд.

Не по всем названным статьям расходов есть официальные данные, однако там, где они имеются, получились существенные расхождения.

Значительная теневая составляющая сыграла, к примеру, свою роль в оценке ритуальных услуг. Никто не распространяется, сколько было доплачено за получение “хорошего” места на кладбище. По официальным данным, затраты на оплату ритуальных услуг составили 11,1 млрд руб., а по данным ФБК – 21,6 млрд руб.

В структуре “прочих” расходов наибольшая доля приходится на расходы по содержанию домашних животных – 34,3%. А наименьшая доля пришлась на электроинструменты (0,8%), предметы личного обихода (1,6%) и оплату юридических услуг и услуг посредников (1,7%).

Такой результат закономерен. Домашние животные для большинства владельцев не просто развлечение – это члены семьи. А раз так, то и содержать своего любимца хозяева стараются как можно лучше. По экспертным данным, в России около 40 млн кошек и 20 млн собак, которые составляют основную часть домашней живности.

В последнее время, правда, стали популярны экзотические животные: ящерицы, змеи и даже крокодилы. Однако их количество пока невелико, и в расчетах эта группа животных не учитывалась. Впрочем, как и расходы на домашних птиц (попугаев, канареек).

Не все расходы на животных связаны с приобретением кормов: доля этих затрат составляет около 60%. Есть еще расходы непосредственно на покупку животного, на услуги ветеринаров, стрижку и содержание в летнем санатории.

С каждым годом количество статей расходов на братьев наших меньших растет. И потенциал роста, как показывает зарубежный опыт, огромен. По численности домашних собак США занимают 1-е место в мире – более 63 млн, а кошек здесь около 77 млн.

По данным агентства Washington ProFile, в 2002 г. на содержание домашних любимцев американцы потратили $30 млрд, в 2003 г. – $32 млрд, а предварительная оценка 2004 г. – $34 млрд. Россияне же потратили на домашних животных в 2003 г. более $8 млрд – в четыре раза меньше. Но при сравнении уровня жизни у нас и в США получится, что мы, пожалуй, любим своих питомцев даже больше, чем американцы.

Практически ни одна из “прочих” статей расходов не относится к товарам или услугам первой необходимости. А значит, спрос на них весьма эластичный: рост доходов населения будет определять динамику соответствующих расходов.

В структуре “прочих” товаров и услуг можно отчетливо выделить группы, являющиеся традиционными для россиян, и так называемые “новые”. К первой группе относятся расходы на домашних животных, на парикмахерские, электроинструменты, игрушки. Не случайно, что именно эти статьи расходов составили основную долю “прочих” затрат. Вторая группа – это затраты на оплату услуг юристов и посредников, домашней прислуги. Эти услуги стали предоставляться в нашей стране сравнительно недавно, и пока затраты на их оплату значительно уступают традиционным статьям расходов.

Но при этом затраты на “новые” услуги и товары демонстрируют высокие темпы роста. С ростом доходов населения динамика расходов на оплату “новых” услуг скорее всего будет выше, чем на традиционные. Были “прочими”, а станут основными.

На этой оптимистичной ноте мы завершаем наш подсчет. Итоговые цифры и главные выводы нашего исследования читайте в завершающей статье через неделю.