Приказано договориться


“Ист Лайн” получил аэродромный комплекс в 1998 г., когда унитарное предприятие “Администрация аэропорта “Домодедово” сдало имущество аэропорта в аренду на 75 лет одной из компаний группы. Но в 2003 г. ГУП решил, что столь долгосрочная аренда означает отчуждение комплекса из госсобственности, и оспорил договор в Арбитражном суде Московской области. Кроме того, Комитет по управлению имуществом Московской области не имел права утверждать договор, потому что сделку должно было одобрить Госкомимущество (сейчас — Росимущество), решили юристы ГУПа. Сейчас разбирательство ведет Росимущество, представители которого утверждали, что, сдав в аренду весь имущественный комплекс, ГУП не может обеспечивать безопасность полетов, а размер арендной платы занижен. По словам руководителя одной из авиакомпаний, ставка составляла около 900 000 руб. в месяц, а по словам источника в Минтрансе – 3 млн руб. в год.

До последнего времени ни одна из сторон не собиралась идти на уступки, и сегодня Федеральный арбитражный суд Московского округа должен рассмотреть кассационную жалобу чиновников. Но неожиданно в процесс вмешалась администрация президента.

“Если сейчас аэропорт преобразился, но в свое время “Ист Лайн” получил его криво, то есть повод, чтобы сесть за стол переговоров. Если условия договора аренды действительно выглядят смешными, нужно обсуждать заключение нового соглашения”, – заявил “Ведомостям” помощник президента Игорь Шувалов, добавив, что государство “не должно злоупотреблять и требовать запредельной арендной платы”.

Источник в администрации президента говорит, что его ведомство поручило министру экономического развития Герману Грефу убедить Росимущество и “Ист Лайн” в необходимости заключения мирового соглашения, которое устроило бы частную компанию и отвечало бы интересам государства.

Росимущество готово работать над мировым соглашением, подтвердил “Ведомостям” представитель ведомства. По его словам, оно может быть озвучено уже сегодня – во время рассмотрения жалобы Росимущества в суде. Но из-за большого количества арендуемого имущества подготовка нового соглашения об аренде может занять много времени, подчеркнул собеседник “Ведомостей”. О конкретных условиях этого соглашения он не сказал.

Подтвердили факт переговоров и в “Ист Лайне”. “До сегодняшнего дня шел активный переговорный процесс. Надеемся, вопрос будет урегулирован”, – говорит представитель компании. По его словам, есть несколько вариантов соглашения, в частности “Ист Лайн” готов обсуждать увеличение арендной платы.

“Это правильное решение – оставить аэропорт частному инвестору, который доказал, что может эффективно управлять им, – рассуждает аналитик ОФГ Елена Сахнова. – Из запущенного аэропорта они сделали лучший аэропорт в России. А государство не всегда может эффективно управлять своей собственностью”. По ее мнению, это решение будут приветствовать и инвесторы, которые были готовы воспринять спор государства с “Ист Лайном” как продолжение дела “ЮКОСа”. Но директор консалтинговой компании “Инфо Мост” Борис Рыбак отмечает, что пересмотр условий сделки все равно оставит у инвесторов неприятный осадок.

Источник, близкий к переговорам, добавляет, что “Ист Лайн” предлагает разработать единые правила расчета арендных ставок для всех аэропортов. Это предложение поддерживает и Минтранс. “Для всех аэропортов должны быть равные условия. Они должны учитывать стоимость имущества аэропорта, срок его эксплуатации и прочие параметры, на основании которых можно получить взвешенную арендную ставку”, – поясняет Карл Руппель, директор департамента Минтранса. А чиновник министерства добавляет, что при таком расчете с каждого московского аэропорта государство сможет получать около $3 млн ежегодно.