Рано радовались


А к Росбанку присматривался UniCredito Italiano. Росбанк произвел приятное впечатление, но решено было сфокусироваться на другом регионе – покупке турецкого Yapi Kredi, призналась Вивиана Веструччи из UniCredito. После изучения ситуации в банке итальянцы прекратили переговоры, подтвердил представитель владеющего Росбанком холдинга “Интеррос”. Между тем плацдарм для выхода на российский рынок у UniCredito будет – покупаемый им Yapi Kredi имеет “дочку” в Москве.

Крупнейшей сделкой на банковском рынке в прошлом году стала продажа ДельтаБанка американскому гиганту General Electric Consumer Finance за $100 млн. В результате сделки фонд Delta Private Eqiuty Partners (DPEP) выручил втрое больше, чем вложил в проданный банк. Менее заметной стала покупка балтийской финансовой группой Hansabank (основной акционер – Swedbank – 60%) небольшого российского банка “Квест” за $3,4 млн. Новые владельцы обещали увеличить капитал банка до $100 млн.

Однако больше крупных сделок на банковском рынке было сорвано. Минувшим летом владелец банка “Русский стандарт” Рустам Тарико и Cetelem, специализирующаяся на потребкредитовании “дочка” PNB Paribas, объявили о передаче под контроль французов около половины акций “Русского стандарта”. Однако в декабре французы неожиданно обвинили Тарико в срыве договоренностей и обратились в лондонский суд, а в январе было объявлено об окончательном разводе.

Иностранных акционеров в капитал Внешторгбанка хочет привлечь его президент Андрей Костин. Однако названный им претендент на 10% акций ВТБ – Deutschе Bank – на прошлой неделе дистанцировался от сделки. Руководитель российского “Дойче Банка” Алексис Родзянко заявил, что не ведутся даже переговоры и сама сделка “маловероятно реализуема”.

Череда несостоявшихся сделок привлекла внимание экспертов. “Говорить о тенденции пока рано, но еще 2–3 неудачи заставят задуматься”, – говорит Томаш Телма из IFC. Удачная продажа ДельтаБанка создала завышенные ожидания у продавцов, хотя многие банки в сегодняшнем виде непонятны западным инвесторам, рассуждает управляющий директор DPEP Кирилл Дмитриев.

Вице-президент латвийского Parex bank Евгений Золотарев считает, что иностранцы хотят обезопасить себя от скелетов в шкафу. По его мнению, российским банкирам не всегда удается убедить потенциальных покупателей в прозрачности структуры и должном риск-менеджменте. А по мнению одного из чиновников, крупные иностранные банки, говоря о намерениях войти в капитал, могут изнутри изучать банковский рынок и его основных участников, чтобы затем выйти на него самостоятельно.

Однако полностью игнорировать отечественный рынок иностранные финансисты не намерены. “Заинтересованность есть. Но нужны успешные сделки”, – говорит Телма из IFC. Некоторые сложности в контактах неизбежны, но сами контакты уже положительный знак, считает аналитик парижского офиса Standard & Poor’s Екатерина Трофимова.

При этом российские банкиры не теряют оптимизма. Негативного отношения к российским банкам или общей тенденции на сворачивание сделок с ними нет, убежден председатель правления ИМПЭКСБАНКа Павел Лысенко. К тому же пока никто из участников переговоров не заявлял об отказе вести их дальше. Не менял своих планов и ИМПЭКСБАНК, также собирающийся привлечь в партнеры иностранный банк, отмечает Лысенко. Президент Объединенной финансовой группы Илья Щербович в недавнем интервью “Ведомостям” говорил, что в этом году сразу несколько российских банков с хорошей сетью будут приобретены иностранными. Одним из них может стать КМБ-банк, на который претендуют Deutsche Bank, Intesa и BNP Paribas.