TeliaSonera урезает затраты


“На первых порах эти шаги окажут отрицательное влияние на нашу прибыль, но их следует рассматривать как инвестиции в построение более конкурентоспособного бизнеса”, – заявил гендиректор TeliaSonera Андерс Игель.

TeliaSonera образовалась в 2002 г. в результате слияния шведской Telia с финской Sonera. Прибыльность шведского подразделения сейчас растет, правда, в основном за счет высвобождения резервов, выделенных на бизнес фиксированной телефонии. Операции в Финляндии развиваются менее успешно по причине непрерывных ценовых войн.

Подобно другим европейским операторам, TeliaSonera вынуждена решать проблемы, вызванные падением доходов от услуг фиксированной телефонии, обострением ценовой конкуренции и массовым переходом клиентов на услуги сотовой связи и интернет-телефонии. “Ближайшие три года будут очень сложными, ценовое давление становится все сильнее, так что инвесторам не стоит рассчитывать на значительный рост телекоммуникационного бизнеса, – говорит Клес Арель, аналитик фондового рынка компании Laensfoersaekringar. – Отрадно, что Андерс Игель решительно расчищает завалы, оставленные его предшественником”.

Чистая прибыль TeliaSonera в IV квартале 2004 г. составила 2,09 млрд крон ($296 млн) – на 29% меньше, чем годом ранее. Объем продаж практически не изменился по сравнению с показателем IV квартала 2003 г., оставшись на уровне 21,25 млрд крон ($3,01 млрд). Несмотря на не слишком радужный квартальный отчет TeliaSonera, инвесторы с оптимизмом восприняли заявление компании о предстоящем сокращении затрат. На утренних торгах в пятницу акции компании на Стокгольмской бирже выросли на 4,6%.

TeliaSonera прогнозирует, что на 2005 г. придется первый этап массового перехода пользователей с традиционной телефонии на сотовую связь и интернет-телефонию. Это займет три года и существенно осложнит бизнес TeliaSonera прежде всего в Швеции и Финляндии. Зато доход и прибыль TeliaSonera в Норвегии, Дании, странах Балтии, России и Турции, как ожидается, будут расти все более заметно.

Урбан Экелунд, аналитик из независимой исследовательской фирмы Redeye, отмечает, что отчет TeliaSonera дает повод для умеренного пессимизма. Одной из самых больших неприятностей для компании аналитик считает непрекращающееся снижение цен. Но отчасти это компенсируется тем, что TeliaSonera удалось увеличить свою рыночную долю в ряде важных сегментов, добавляет он. (DJ, 11.02.2005, Александр Силонов)