Консультанты не нужны


Завтра Дума рассмотрит во втором чтении внесенные еще в 2004 г. поправки в закон о рынке ценных бумаг, написанные руководителем комитета по собственности Виктором Плескачевским и его коллегой из банковского комитета Владиславом Резником. Законопроект отменяет обязательность услуг финансовых консультантов. С апреля 2003 г. без их подписи нельзя зарегистрировать проспект эмиссии акций или облигаций, которые размещаются по открытой подписке. Финконсультант должен гарантировать полноту и достоверность информации, изложенной в проспекте эмиссии. “Это навязанная услуга, которая вводилась в интересах не права, а отдельных компаний”, – возмущается Плескачевский. Крупнейшие российские инвестбанки подсчитали, что расходы на консультантов повышают стоимость займа на несколько процентных пунктов. Общий объем эмиссии рублевых корпоративных облигаций в 2004 г. превысил 142 млрд руб.

После смены правительства на эти изменения согласны и чиновники. “Потихоньку разум торжествует, – говорит директор департамента Минфина Алексей Саватюгин. – До 2003 г. финконсультанты тоже были, но их деятельность не регламентировалась, и это были крупные банки, аудиторские и консалтинговые компании, которые сейчас полностью отстранены, – это бред и коррупция”.

Поправки решают и другую проблему участников рынка. Финальная редакция законопроекта отменяет обязанность бирж регистрировать изменения в списках ценных бумаг, допущенных к обращению. В конце 2004 г. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) потребовала от бирж соблюдения действующей нормы. Поскольку на ее выполнение отводится 30 дней, в начале 2005 г., по оценкам аналитиков, зависло несколько уже размещенных выпусков облигаций на общую сумму около 50 млрд руб. Среди них бумаги “ЛУКОЙЛа” на 6 млрд руб. и РЖД на 12 млрд руб. Вместо регистрации списка депутаты предлагают обязать биржи в течение одного дня уведомлять ФСФР о допуске ценных бумаг к торгам. “Биржа – это идеальный институт саморегулирования, – полагает Плескачевский. – И если государство уже выпустило ценные бумаги к открытой подписке, то не его дело, включит биржа их в свой листинг или нет”. По словам депутата, генсовет “Единой России” рекомендовал фракции одобрить законопроект.

“Проведение листинга на биржах – это исключительно прерогатива биржи, и там вмешательства государства быть не должно”, – соглашается Саватюгин. По словам источника в ФСФР, в службе уже подписан приказ, сокращающий срок регистрации списков бумаг до трех дней. “Но нам просто физически трудно уложиться в такой срок – депутатские поправки всем облегчат жизнь”, – говорит чиновник. Отмена регистрации ускорит появление облигаций на рынке, радуется директор по связям с общественностью ММВБ Алексей Герасюк.

Месячный срок регистрации увеличивает риски инвесторов, а эмитентам приходится платить дополнительную премию, напоминает начальник инвестиционно-банковского департамента ИК “КапиталЪ” Александр Руденко. “Мне известны случаи, когда крупные игроки отказывались приобретать облигации из-за слишком большого срока между первичным размещением и началом торгов”, – рассказывает банкир. По его мнению, кроме отмены регистрации в списках бирж имеет смысл сократить срок, который отводится на регистрацию отчета по итогам первичного размещения ценных бумаг. Что касается финконсультантов, то, полагает Руденко, крупные компании справятся с составлением проспекта эмиссии и без них, к тому же такие услуги могут оказывать организаторы выпуска. Впрочем, говорит директор департамента корпоративных финансов Федеральной фондовой корпорации (крупнейшего финконсультанта) Татьяна Хлапцева, ее компания не собирается закрывать направление по обслуживанию корпоративных эмитентов, поскольку “услуга все равно останется востребованной”.