Монетизация вместо инвестиций


Рынок региональных заимствований невелик – по данным начальника отдела долгового рынка Росбанка Петра Гришина, в 2004 г. на биржах торговались облигации общим объемом 119,2 млрд руб. “Инвесторов интересуют “живые” регионы, а их положение из-за монетизации льгот серьезно не пострадает”, – считает Гришин. Бедным регионам придется искать средства не на рынке, а в Минфине, предполагает он.

Монетизация льгот увеличивает нагрузку на бюджеты российских регионов и часть из них будет вынуждена сократить финансирование капитальных вложений из казны, говорится в опубликованной в конце минувшей недели аналитической записке Fitch. Эксперты признают, что в долгосрочной перспективе реформа принесет выгоду – например, станут более прозрачными финансовые потоки между бюджетами и обслуживающими льготников госкомпаниями.

Но в ближайшее время регионы столкнутся только с повышенными расходами на выплату компенсаций за отмененные льготы, а эти выплаты еще необходимо индексировать, замечает аналитик группы региональных финансов Fitch Андрей Пискунов. Регионы с развитой экономикой или сильной добывающей промышленностью с увеличением доходов справятся – они могут рассчитывать на рост поступлений налога на прибыль и подоходного налога. А вот у регионов со слабой налоговой базой кредитоспособность может снизиться, отмечает Пискунов.

В 2004 г. доходы консолидированных региональных бюджетов, по предварительной оценке Минфина, составили 2,403 трлн руб., а расходы – 2,372 трлн руб. На инвестиции регионы потратили 496 млрд руб., или 21% расходов (в 2003 г. – 19%). В 2005 г., говорит руководитель Экономической экспертной группы Александр Андряков, допрасходы регионов в связи с монетизацией льгот составят примерно 200 млрд руб. и им “придется либо резать инвестпрограммы, либо увеличивать заимствования”.

Самые благополучные регионы капрасходы сокращать не собираются – Москва и Петербург не изменили долю госинвестиций в расходной части своих бюджетов по сравнению с 2004 г. Столице для этого не требуется даже “интенсивных займов”, утверждает председатель Комитета госзаимствований Москвы Евгений Пахомов. По столичной программе заимствований московский долг в 2005 г. вырастет на 25 млрд руб. примерно до 75 млрд руб., говорит Пахомов. Правда, питерским властям пришлось отказаться от замысла увеличить госинвестиции до 32% расходов – в 2004 г. они составили 29%, признает вице-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Осеевский: “На финансирование денежных выплат льготникам пришлось направить средства, которые планировалось израсходовать на инвестиционные цели”. Город выпустит облигаций на 4 млрд руб., увеличив долг на 40%.

Другим регионам свести концы с концами будет тяжелее. “Финансовое положение города устойчиво, но многие регионы, где инвестиционные программы и так малы, вынуждены искать поддержку федерального бюджета [чтобы справиться с монетизацией]”, – отмечает Осеевский. Замгубернатора одной из близких к Москве областей согласен, что инвестрасходы региона могут резко снизиться. Этим проблемы могут не ограничиться, предупреждает один из долговых аналитиков, ожидающий, что два-три региона в 2005 г. испытают проблемы с обслуживанием своих облигаций. Но в конечном итоге, если провести реформу до конца, регионам не придется субсидировать убыточные госпредприятия, надеется директор по аналитике Standard & Poor’s Алексей Новиков.