КОПИРАЙТ: Американский опыт для России


Проблема защиты прав интеллектуальной собственности является международной по своей природе. За последнее время российское правительство добилось определенных успехов в решении этой проблемы мирового масштаба.

Российские власти предприняли ряд шагов для укрепления соответствующей законодательной базы, определили силы и средства правоохранительных органов для борьбы с преступлениями в сфере прав интеллектуальной собственности и проведения рейдов на предприятиях, производящих пиратскую продукцию. МВД успешно сотрудничает с фармацевтическими фирмами, чтобы оградить людей от серьезной опасности, которую представляют для их здоровья поддельные лекарства.

Тем не менее, несмотря на заметные успехи, нам предстоит решить немало сложных проблем. Пиратство распространено во многих отраслях российской экономики, поэтому без серьезных мер по борьбе с ним могут значительно снизиться темпы экономического роста в России, что повлечет за собой снижение производительности труда, ухудшение инвестиционного климата и отношений России с ее торговыми партнерами. Как подчеркнул президент Путин в январе этого года во время визита в Новосибирск, Россия должна сделать все возможное для усиления защиты интеллектуальной собственности в целях успешного развития своих собственных отраслей промышленности, связанных с информационными технологиями.

Для российской экономики крайне важно, чтобы крупные организации, производящие и распространяющие пиратскую продукцию, привлекались к ответственности, а криминальные авторитеты получали солидные сроки тюремного заключения. Мы рады, что число проводимых рейдов растет, однако слишком мало дел доходит до суда и слишком мало преступников, занимающихся пиратством, предстает перед судом. Но еще прискорбнее то, что лица, осужденные за совершение преступлений против прав интеллектуальной собственности, остаются на свободе. И люди, промышляющие пиратством, делают из этого соответствующие выводы.

Подобная ситуация наблюдалась в США лет 10 назад. Чтобы исправить положение, американские правоохранительные органы выработали новые способы борьбы с преступлениями против прав интеллектуальной собственности, которые, по нашему мнению, могут быть эффективно использованы в других странах. За 10 лет мы усвоили три важных урока, которые сегодня актуальны для России.

Во-первых. Борьба с преступлениями против интеллектуальной собственности требует специальных знаний и подготовки. МВД России, как и наше ФБР, первым осознало неоспоримость этого факта. Создание подразделений, специализирующихся на борьбе с преступлениями против прав интеллектуальной собственности, свидетельствует о том, что Россия считает борьбу с такими преступлениями одной из своих первоочередных задач.

Следующими важными шагами в этом направлении должны стать принятие аналогичных мер Генеральной прокуратурой России и рассмотрение Министерством юстиции России вопроса о создании коллегии судей, специализирующихся на рассмотрении дел о преступлениях в сфере прав интеллектуальной собственности.

И в США, и в России существует схожая практика: прокуроры на местах являются специалистами широкого профиля и рассматривают дела, относящиеся к самым разным категориям преступлений. Однако американцы поняли, что эта практика должна быть скорректирована таким образом, чтобы обеспечить эффективную борьбу с преступлениями, совершенными с использованием современных технологий и отличающимися особой сложностью.

Во-вторых. В борьбе против таких преступлений наиболее эффективны совместные согласованные действия. Правоохранительные органы США объединили две категории преступлений – преступления против прав интеллектуальной собственности и кибер-преступления, сформировали в Вашингтоне группу прокуроров, специализирующихся на этих категориях преступлений, и создали сеть, охватившую все 94 прокуратуры, в каждой из которых появился по крайней мере один прокурор, представляющий эту группу.

Эти специальные федеральные прокуроры рассматривают дела о преступлениях местного масштаба, обучают местных прокуроров и сотрудников правоохранительных органов ведению дел о преступлениях против прав интеллектуальной собственности и кибер-преступлениях, осуществляют координацию расследований на международном и национальном уровнях, обеспечивают защиту компьютерных сетей США от несанкционированного доступа.

Совместная работа прокуроров в центре и на местах позволила – без привлечения больших дополнительных сил и средств – накопить солидный опыт, улучшить координацию, значительно повысить эффективность защиты прав интеллектуальной собственности и ответственность внутри самого Минюста США.

Этот опыт дает нам еще одно преимущество. Теперь, когда прокуроры на местах имеют необходимую подготовку для работы с делами о преступлениях, совершенных с использованием современных технологий, мы можем более эффективно бороться с терроризмом и организованными преступными группировками, так как они все активнее используют Интернет и средства электронной связи для сокрытия своей преступной деятельности.

В-третьих. Мы должны бороться в первую очередь с преступными организациями, а не с уличными торговцами пиратской продукцией. Как и в случае борьбы с террористическими группировками, торговцами наркотиками и другими организованными преступными группировками, главное – уничтожить саму организацию. В противном случае прибыльная преступная деятельность будет привлекать все новых и новых людей. Основной удар должен быть направлен против криминальных авторитетов, возглавляющих предприятия, где производится пиратская продукция, и получающих от этого прибыль. Одним из слабых звеньев этих пиратских организаций является большой размах их деятельности. Предприятиям требуются основные фонды, и на основе анализа пиратской продукции эксперт-криминалист может сделать вывод о месте ее производства.

Для искоренения пиратства крайне важно, чтобы промышленные круги работали в тесном контакте с правоохранительными органами и прокуратурой. Оперативные группы специалистов – один из мощных инструментов борьбы с преступлениями в сфере прав интеллектуальной собственности, а также с терроризмом, организованной преступностью и незаконным оборотом наркотиков. Эти группы, формируемые по региональному принципу, в своей работе опираются на опыт и навыки местных и региональных правоохранительных органов и прокуратуры, с одной стороны, и промышленных кругов – с другой. Преступный мир организован, поэтому организованными должны быть и действия правоохранительных органов.

Вопреки бытующему в народе мнению, современные промышленные пираты – отнюдь не Робин Гуды: они вовсе не “отбирают деньги у богатых и отдают их бедным”. В действительности люди, наживающиеся на пиратстве, – самые настоящие преступники, действующие организованно и в промышленных масштабах. Зачастую пиратство оказывается даже прибыльнее, чем торговля наркотиками, а нелегальные доходы от него не только идут на финансирование деятельности организованных преступных группировок, но и способствуют росту коррупции среди правительственных чиновников, так как используются для их подкупа.

Мы искренне сочувствуем тем, для кого произведенные легально товары не по карману. Однако это не может служить оправданием откровенного воровства плодов тяжелого труда других людей, посвятивших свою жизнь самообразованию и поиску нового.

Время жалоб на несоблюдение прав интеллектуальной собственности в России прошло. Настало время действовать сообща. В России достаточно предприятий, производящих пиратскую продукцию, и ее распространителей, которые действуют с большим размахом. Правительство США готово сотрудничать с правительством России, чтобы передать их в руки правосудия.