Прощание с монополиями


Близкий к администрации президента источник полагает, что идея убрать представителей ФАС из советов принадлежит не самому Артемьеву, а кремлевским чиновникам. Игорь Артемьев, назначенный на эту должность в марте 2004 г., с самого начала занял активную позицию в отношении монополий. Артемьев не раз критиковал планы “Газпрома”, скупающего акции РАО ЕЭС и планирующего слияние с “Роснефтью”, называя его “монополией в кубе”. Он также обещал проверить конфигурацию оптовых генерирующих компаний, которые выделяются из РАО ЕЭС, хотя она была одобрена правительством еще полтора года назад.

В последние годы представители антимонопольного министерства входили в советы директоров сразу нескольких естественных монополий. Сейчас глава ФАС Игорь Артемьев входит в совет директоров РЖД, его заместитель, Анатолий Голомолзин, – в совет директоров “Транснефтепродукта”. В этом году в предварительных списках кандидатов от государства представители антимонопольной службы были номинированы почти во все монополии – “Газпром”, РАО ЕЭС, “Связьинвест”, “Транснефтепродукт” и “Транснефть”. Но после согласования этих списков в Кремле из него исчезли почти все представители ФАС, лишь Анатолий Голомолзин был выдвинут в совет директоров “Связьинвеста”.

А вчера Игорь Артемьев объявил, что чиновники его службы больше не будут входить в советы директоров естественных монополий. “Нам, как органу контроля, представлять государство в совете директоров естественных монополий нежелательно”, – цитирует его слова агентство “Прайм-ТАСС”. По замыслу Артемьева в будущем чиновники ФАС будут присутствовать в советах монополий лишь в качестве наблюдателей с правом совещательного голоса. Благодаря такой системе они получат доступ к документации естественных монополий, но не будут участвовать в принятии хозяйственных решений. Сейчас, говорит Артемьев, ФАС готовит проект директивы правительства по этому поводу.

В самих монополиях, похоже, рады избавиться от представителей ФАС в советах директоров. “Это логично, что из кандидатов в наш совет убрали Артемьева”, – говорит сотрудник “Газпрома”. По его мнению, директорами монополии должны быть представители министерств, которые определяют стратегию развития “Газпрома”, – Минэкономразвития и Минпромэнерго. “А ФАС – контрольный орган, и если идти по логике включения представителей контрольных ведомств, то можно посадить во все советы налоговиков и ФСФР”, – говорит собеседник “Ведомостей”.

А вот идея оставить чиновников ФАС в советах в качестве наблюдателей пока под вопросом. “Это сложно. Для этого, по крайней мере, придется менять закон об АО, чтобы ввести их как наблюдателей с правом совещательного голоса”, – считает чиновник одного из профильных ведомств. А сотрудник “Газпрома” говорит, что монополия готова представлять ФАС все необходимые документы “и без наблюдателей в совете”. Вице-президент “Транснефти” Сергей Григорьев также отмечает, что антимонопольное ведомство и сейчас имеет доступ к документам компании, которые запрашивает.

Но эксперты считают логичным желание ФАС изнутри наблюдать за монополиями. “Таким образом антимонопольное ведомство сможет заранее предотвращать нарушения со стороны госкомпаний”, – полагает председатель наблюдательного совета “Ренессанс Капитала” Александр Шохин. А президент Института энергетической политики Владимир Милов думает, что в качестве наблюдателей чиновники ФАС “будут получать копии всех материалов и меньше мучить компании запросами”.