Приплатите 2,5%


Российская делегация во главе с директором международного департамента Минфина Сергеем Сторчаком с декабря ведет переговоры с Парижским клубом о досрочном погашении этой задолженности. В декабре премьер Михаил Фрадков предписал Минфину руководствоваться на переговорах “лучшими” правилами списания, принятыми в практике клуба, – т. е. наиболее выгодными России условиями из всех возможных.

Минфин готов полностью расплатиться с членами Парижского клуба за три года. В бюджете-2005 на это зарезервировано $15 млрд. А за “досрочность” переговорщики предложили кредиторам списать России до 10% от суммы погашаемой задолженности. На эту цифру наши чиновники ориентировались с учетом того, что примерно столько потеряла Германия, прошлым летом переоформив российский долг на 5 млрд евро в облигации Aries, проданные частным инвесторам.

Чиновники Минфина рассчитывали завершить переговоры в марте. Но вчера агентство Reuters со ссылкой на анонимного представителя одной из стран-кредиторов сообщило, что Парижский клуб не только отказался дисконтировать долг, но и потребовал от России премии за согласие на “досрочность”. Кредиторы мотивировали сою позицию тем, что Россия хорошо зарабатывает на экспорте сырья, а в феврале рейтинговое агентство S&P присвоило ей инвестиционный рейтинг.

В Минфине отказались официально комментировать переговоры “ввиду их чувствительности”. Чиновник этого ведомства надеется на компромисс в ходе мартовского раунда, но не исключает, что переговоры зайдут в тупик. Другой чиновник Минфина сказал, что требование о премии было сформулировано Германией еще в январе, до присвоения рейтинга. По его словам, главный кредитор России настаивает на премии в 2,5% к номиналу погашаемой суммы.

“О процентах [премии] не скажу, но Германия, по моим сведениям, действительно заявила такую позицию еще до решения S&P”, – сказал член бюджетного комитета Думы Михаил Задорнов. Не удивлен претензиями Берлина и бывший первый зампред ЦБ Сергей Алексашенко. По его словам, видя рост котировок бумаг Aries, правительство Германии не хочет соглашаться на дисконт, опасаясь претензий оппозиции.

Чиновник в Белом доме говорит, что пределы компромисса Сторчаку не ставились, но уверен, что платить кредиторам премию правительство не согласится. Такую же позицию займет и Госдума, полагает Задорнов: “Политически это неприемлемо”.

Зато экономически досрочное погашение выгодно России даже с премией в 2,5%, убежден директор аналитического управления “Ренессанс Капитала” Алексей Моисеев. Обслуживание самых ликвидных еврооблигаций (с погашением в 2030 г.) обходится России в 5% годовых, а с 2007 г. – в 7,5%. Примерно столько же, по оценке Моисеева, Россия платит по германским и итальянским долгам (порядка 7% годовых). Между тем “Россия-30” торгуется сейчас по 106,25% от номинала. Таким образом, указывает Моисеев, нам выгодно все, что ниже этого уровня. Если ставка по долгу выше, чем 6%, а такова сейчас доходность к погашению “России-30”, то 2,5%-ная премия – справедливая плата за досрочное погашение, соглашается аналитик “Атона” Алексей Ю. Тем более что ее придется заплатить один раз, а проценты по кредитам клуба необходимо выплачивать в течение нескольких лет.

Неудача на переговорах с Парижским клубом стимулирует тех, кто давно предлагает пустить средства стабфонда в “реальный сектор”, опасается бывший вице-премьер Александр Шохин. Чтобы стабфонд “не растащили по разным углам”, Шохин предлагает выделить внутри него неприкосновенный фонд досрочного погашения внешнего долга и уже не спеша приступить к переговорам с отдельными странами клуба, используя для каждой свою тактику. А Задорнов предлагает рассмотреть возможность досрочного погашения долга Всемирному банку, но одновременно, не теряя времени, пересмотреть условия расходования стабфонда, разрешив направлять часть инвестиций в образование и инфраструктурные проекты.

В штаб-квартире Парижского клуба и Минфине Германии от комментариев отказались.