Слишком похожи на ТНК-BP


Сине-белые автозаправки под торговой маркой ТНК – одни из самых распространенных в столичном регионе. Они давно примелькались на дорогах Москвы и Подмосковья, и, может быть, поэтому не всякий заметит незначительные изменения, происходящие в последнее время в облике некоторых из этих АЗС. Например, кое-где из товарного знака ТНК исчезла буква Н.

Просто так подобные метаморфозы не происходят. Как рассказал “Ведомостям” Николай Дорошенко, гендиректор компании “ТНК-Столица”, управляющей заправками ТНК-ВР в Москве и области, эти АЗС (их более 20) принадлежат ООО “Делькар”. “До недавнего времени они были нашими джобберами, но теперь договор расторгнут и у нас есть договоренность, что они демонтируют нашу символику”, – говорит Дорошенко. По его словам, о конфликте речь не идет и изменение символики лишь вопрос времени.

Представитель “Делькара” Юрий Брестинский подтвердил факт расторжения контракта, заметив, что “для клиентов заправок ничего не изменится, сервис и качество бензина останутся на том же уровне”. По его словам, единственным изменением станет смена вывесок, которая завершится к середине марта.

“Но есть и более тяжелые случаи, – продолжает Дорошенко, – когда ни о каких джобберских отношениях и речи нет, а станции без нашего ведома изначально строятся с нашей символикой”. Например, говорит он, три такие АЗС расположены в Московской области на Егорьевском шоссе. Их оформление, по его словам, отличается от заправок ТНК-BP только тем, что в ТНК вместо буквы Т стоит Г. На этой же трассе, говорит собеседник “Ведомостей”, стоит несколько настоящих заправок ТНК, но неискушенному глазу легко их спутать. Есть, по его словам, и “клоны” АЗС ВР. Одна из них находится на Липецкой улице и несет на себе торговую марку, очень похожую по начертанию на bp.

Один из юристов ТНК-ВР говорит, что с этой проблемой компания в суды пока не обращалась и только в 2005 г. планирует системно изучить этот вопрос. По его словам, критерии схожести товарных знаков и фирменных стилей в законодательстве четко не прописаны, поэтому доказывать в суде незаконность действий конкурентов трудно. Одним из способов облегчения борьбы с ними он считает усложнение товарного знака.

Однако юридические препоны не помешали “Сибнефти” в декабре прошлого года выиграть судебный процесс у подмосковной фирмы “Нефтьторгсервис” и ее “дочек”, которые, перестав быть джобберами “Сибнефти”, продолжали использовать на своих АЗС ее оформление, изменив лишь надпись “Сибнефть” на “Сибирьнефть”. Суд признал эти товарные знаки сходными до степени смешения и обязал подмосковных бензоторговцев демонтировать символику “Сибнефти”.

Есть много примеров успешной защиты товарных знаков в суде, но “в топливном бизнесе это что-то новое”, говорит старший юрист компании Gide Loyrette Nouel Виктор Топадзе. По его словам, главная проблема таких дел состоит в том, что решение суда, даже основанное на оценке экспертов, субъективно. “Нет конкретных критериев сходства до степени смешения”, – объясняет Топадзе. А юрист компании Legas Павел Садовский замечает, что при рассмотрении таких дел основные трудности вызывает не доказывание виновности нарушителей прав, а квалификация использования обозначения как нарушения прав владельца товарного знака.