Управляющие исчезли


Проблемы у “Топкапитала” возникли еще в конце прошлого года, когда компания не смогла собрать объявленные 25 млн руб. в новый фонд недвижимости “Четвертый Топкапитал”. Зампред правления “Олимпийского” Алексей Чернуха объяснял это ухудшившейся конъюнктурой: летом у многих строительных компаний возникли сложности с привлечением финансирования, из-за чего резко упали темпы строительства и сократились объемы продаж.

Но спустя полтора месяца подобная участь ждала и еще один фонд недвижимости – уже на 125 млн руб. Объяснений от управляющих не последовало, а на прошлой неделе ЦБ отозвал у “Олимпийского” лицензию из-за “существенной недостоверности” отчетности и неспособности банка удовлетворить требования кредиторов. Сейчас в “Олимпийском” работает временная администрация.

В числе пострадавших оказались не только вкладчики и клиенты терпящего бедствие банка. Вот уже несколько дней не могут получить свои деньги пайщики “Первого Топкапитала”, поспешившие предъявить паи к погашению. К задержкам с выплатами, как сообщила вчера Национальная лига управляющих, привел отзыв лицензии у “Олимпийского”. По мнению гендиректора “Монтес-Аури” Сергея Стукалова, “Топкапитал” обслуживался в этом банке. “После отзыва лицензии в банке блокируются все счета, и расчетно-кассовые операции по ним не производятся”, – поясняет он.

Впрочем, судьба обманутых вкладчиков пайщикам трех “Топкапиталов” не грозит. “Клиентские активы отделены от собственных средств управляющей компании и в случае ее банкротства не могут быть задействованы при расчетах с кредиторами”, – напоминает гендиректор “Петровского фондового дома” Виталий Сотников. Проблему с замороженными в “Олимпийском” счетами можно решить, открыв счет в другом банке, указывает Стукалов. Тогда управляющий продает ценные бумаги фонда и деньги за них получает по новым реквизитам, откуда затем и расплачивается с пайщиками. Стукалову этот способ хорошо известен: летом, когда ЦБ запретил Гута-банку проводить операции, “Монтес-Аури” пришлось открыть новый счет. Зависнуть могут лишь денежные средства, добавляет президент НЛУ Андрей Подойницын. Хотя, по его данным, почти все деньги пайщиков находятся на брокерских счетах – т. е. в акциях.

Между тем с открытием нового счета могут возникнуть сложности. Из “Топкапитала” исчезли все сотрудники. Связаться с ними не могут ни пайщики, ни сотрудники “Первого спецдепозитария”, контролирующего каждую сделку фондов, ни регулирующие органы. Не удалось дозвониться до управляющих и бывших топ-менеджеров “Олимпийского” и “Ведомостям”. А представитель временной администрации заявил, что “компания переехала, не оставив новых координат”. Сотрудники “Первого спецдепа” сообщили, что о переезде клиента им ничего не известно, и посоветовали позвонить “в середине следующей недели”, когда Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) объяснит, что нужно делать.

В ФСФР не знают, стоит ли приостанавливать “Топкапиталу” лицензию. Представитель ФСФР уверяет, что пайщикам волноваться не стоит. “В таких ситуациях, как правило, фонд передается в управление другой управляющей компании”, – пояснил он (подробнее см. статью на стр. А7). Выбирать нового управляющего будет спецдепозитарий, указывает Сотников из ПФД, и претендентам придется побороться на конкурсе. Желающие прибрать фонды к рукам найдутся, убежден Стукалов, хотя сам он участвовать в тендере не планирует.