ВЕКТОР


Дорогая деприватизация

Деприватизации “Криворожстали” может так и не случиться. Вчера Печерский суд Киева удовлетворил заявление партнера юрфирмы “Козъяков и партнеры” Ирины Назаровой о признании скандального аукциона по продаже 93,02% акций “Криворожстали” недействительным. Но в бюджете нет денег на то, чтобы вернуть победителю аукциона – Инвестиционно-металлургическому союзу (ИМС) уплаченные им за акции почти $800 млн.

Украинские чиновники чуть ли не каждый день трубили о том, что деприватизации “Криворожстали” быть.

Теперь, когда истцы добились первой победы, она им не в радость. Все дело в том, что, по словам министра экономики Украины Сергея Терехина, правительство рассматривает возможность достижения договоренности с ИМС о доплате в бюджет суммы, соответствующей реальной стоимости “Криворожстали”, передает “Интерфакс”.

Президент Украины Виктор Ющенко несколько дней назад уже озвучил справедливую, по его мнению, стоимость “Криворожстали” – $2,5–3 млрд. Согласится ли на такие условия ИМС – не ясно. Но вряд ли иностранные инвесторы рискнут выложить такую сумму за уже однажды деприватизированный актив.

Чужие правила

Пообещав вести экспансию в страны бывшего СССР и бороться за статус ведущего клирингового банка постсоветского пространства, Внешторгбанк принялся за дело. В Киеве и Минске у него пока лишь открыты представительства, а в Грузии и Армении он уже вошел в капитал местных банков. Присматривается Внешторгбанк и к Казахстану. Здесь он попытался применить схему, уже опробованную в России. Прошлым летом Внешторгбанк приобрел терпящий бедствие Гута-банк. А на днях руководитель Нацбанка Казахстана Болат Жамишев рассказал о письме Внешторгбанка, в котором тот “проявляет определенный интерес к участию в капитале Наурыз-банка”, передало Reuters.

Казахские власти законсервировали работу Наурыз-банка из-за необходимости его финансового оздоровления. И уже было собрались продавать его филиальную сеть, но, получив письмо ВТБ, решили повременить.

Вице-президент Внешторгбанка Василий Титов уже заявил, что Наурыз-банк “предметом интереса [для ВТБ] не является”. Чем вызвана такая перемена в планах, Титов не объяснил. Но очевидно, что схема, аналогичная примененной в России, в Казахстане на сработает. Местный регулятор признал, что готов ликвидировать “Наурыз”, тогда как Банк России предпочел прокредитовать Внешторгбанк на покупку “Гуты” и реанимацию этого банка.

Будущие друзья?

Наметившееся партнерство АФК “Система” и владельцев “Телекоминвеста” может перерасти в тесную дружбу. Стороны, уже ведущие несколько совместных проектов, подумывают об объединении своих операторов фиксированной связи – московского “Комстара” с санкт-петербургским “ПетерСтаром” (см. статью на этой странице). В этом есть неоспоримая логика – “Система” давно собирается на питерский рынок, а “Телекоминвест” – на московский. “Дочки” “Системы” занимают ведущие позиции в Москве, а “Телекоминвеста” – в Санкт-Петербурге, и без взаимной помощи компании вряд ли смогли бы быстро осуществить задуманное. На московском рынке есть и другой крупный игрок, который теоретически мог бы стать достойным партнером для “Телекоминвеста”, – крупнейший российский альтернативный оператор Golden Telecom. Однако сегодня подобный альянс невозможен, поскольку главный акционер этой компании – “Альфа-групп” – воюет с владельцами “Телекоминвеста” по поводу блокпакета сотового оператора “МегаФон”. Зато теперь “Система” и “Телекоминвест” смогут вместе “дружить против” “Альфа-групп” и Golden Telecom. Есть у “Системы” и “Телекоминвеста” и другая почва для сотрудничества – предстоящий аукцион по приватизации 75% минус 1 акция “Связьинвеста”. Группы могут объединить свои финансовые и административные ресурсы и пойти на тендер в консорциуме. С одной стороны, “Системе” и “Телекоминвесту” имеет смысл объединить своих альтернативных операторов еще до приватизации, чтобы закрепить союз. С другой – после приватизации и последующего “распила” активов “Связьинвеста” между участниками консорциума партнеры могут резко оказаться конкурентами. Поэтому, возможно, сторонам имеет смысл немного подождать – ведь только после вскрытия конверта станет понятно, кто кому союзник, а кто – попутчик.