Виртуальные дивиденды РЖД


Вывод Бурейской ГЭС на полную мощность приведет к повышению уровня воды в водохранилище станции. В числе прочих будет затоплен 40-километровый участок железной дороги между Транссибом и БАМом. Перенос этой ветки будет стоить около 5 млрд руб. Президент РЖД Геннадий Фадеев еще осенью прошлого года заявлял, что все работы по переносу полотна должно финансировать РАО ЕЭС. Но Минэкономразвития решило иначе. По словам сотрудника этого ведомства, затраты на новую ветку должны поровну поделить между собой федеральный бюджет, РАО “ЕЭС России” и РЖД.

Но в пятницу Фадеев заявил о том, что предложил правительству другой вариант. Монополия готова начислить государству дивиденды за 2004 г. в размере 1,6 млрд руб., или 18% от чистой прибыли. Но чиновники, по предложению Фадеева, должны от них отказаться и направить на финансирование новой сибирской ветки.

РАО ЕЭС ничего подобного предлагать не собирается и готово финансировать свою часть работ, сказала “Ведомостям” глава департамента РАО по взаимодействию со СМИ Марита Нагога. Проект, по ее словам, будет включен в расходную часть бюджета на 2006 и 2007 гг., на что уже есть принципиальное согласие Минэкономразвития и Минпромэнерго. “Сейчас мы ждем разъяснений от Минфина, действительно ли эти деньги будут нами капитализированы и отнесены на стоимость Бурейской ГЭС”, – говорит Нагога.

В РЖД слова Фадеева комментировать отказались. Но чиновники готовы обсудить его идею. Опрошенные “Ведомостями” сотрудники Минэкономразвития, Минфина и аппарата правительства сказали, что им необходимо изучить предложение РЖД. Замминистра экономического развития Андрей Шаронов отмечает, что правительству нужно выбирать из двух зол. “С одной стороны, государство отказывается от дивидендов и эта сумма фактически инвестируется бюджетом, с другой – включение средств в инвестпрограмму приведет к дополнительному повышению тарифов для грузоотправителей”, – отметил он.

Директор департамента стратегического развития ФБК Игорь Николаев отмечает, что РЖД запланировала “неплохие дивиденды”. По крайней мере за 2003 г. монополия заплатила государству меньше 10% чистой прибыли. Николаев полагает, что железнодорожники и не рассчитывают на удовлетворение правительством своих намерений в полном объеме. Их цель – убедить чиновников согласиться сохранить невысокий уровень дивидендов. “Руководство РЖД действует по давно известному принципу – нужно просить больше, чем действительно нужно”, – резюмирует Николаев.