“Мечел” против ЕС


Сегодня на публичных слушаниях в Минэкономразвития “Мечел” попробует убедить чиновников в том, что европейские поставщики нержавеющей никельсодержащей стали демпингуют на российском рынке. В конце октября по инициативе Челябинского меткомбината (ЧМК, входит в Стальную группу “Мечел”) Минэкономразвития начало антидемпинговое расследование против европейцев. Отечественные металлурги утверждают, что в Россию металл ввозится по цене $708 за тонну, при том что в Евросоюзе он стоит в среднем $1675. Тем временем доля ЧМК на рынке никелированного проката снижается: если в 2003 г. он, по собственным данным компании, контролировал 39%, то в первом полугодии 2004 г. – 32%, а доля импортной продукции возросла за это время с 52,33% до 54,19%. На этом основании ЧМК попросил ввести антидемпинговую пошлину на поставки из Европы в 120% от стоимости металла.

“Судный день” для европейских поставщиков – Arcelor, Outokumpu и ThyssenKrupp – настанет сегодня. По словам чиновника Минэкономразвития, они отказались ответить на вопросы российских чиновников в рамках расследования и позиция министерства “будет зависеть от информации, которую компании предоставят на публичных слушаниях”. После этого у Минэкономразвития по закону останется еще семь месяцев, чтобы принять решение.

Европейские поставщики “обладают огромными ресурсами” и “искусственно поддерживают демпинговые низкие цены на российском рынке с целью его захвата и вытеснения российских производителей”, говорит представитель “Мечела” Алексей Сотсков. В Arcelor и Outokumpu от комментариев отказались. Сотрудник российской “ТиссенКрупп Материалс” (ТКМ) признает, что практически вся никелированная нержавейка из Европы, которая продается в России, стоит дешевле, чем продукция “Мечела”. Но дело не в демпинге, утверждает он, а в большом объеме нелегальных поставок: ТКМ продает тонну металла в среднем за $3000–3300. “Мечела” цены на свою сталь не раскрывает. “Thyssen продает нам металл по самым низким ценам, и торгуем мы с минимальной рентабельностью, – сетует источник в ТКМ. – А вот большинство трейдеров реализуют металл из Европы производства того же ThyssenKrupp по ценам на 10–15% ниже, чем у нас или у “Мечела”, потому что российские трейдеры растаможивают металл по $1000 за тонну, а дальше по серым схемам экономят на налогах”.

Схема минимизации выплат в бюджет, при которой занижается таможенная стоимость, а налоги (прежде всего НДС) за счет использования фирм-однодневок вовсе не платятся, “очень широко распространена”, подтверждает партнер компании “Джон Тайнер и партнеры” Валерий Тутыхин. Впрочем, степень популярности этой схемы среди импортеров металла ему неизвестна.

Антидемпинговая пошлина закроет российский рынок для честных европейцев, полагает сотрудник ТКМ. При этом, жалуется он, “Мечел”, цены которого так же неконкурентоспособны, как и у ТКМ, “имеет гарантированный рынок в виде поставок на предприятия оборонной и атомной промышленности”. Источник в “Мечеле” признает, что большую часть его никельсодержащей нержавейки покупают именно такие потребители. Дело в том, что надзорные органы требуют, чтобы тот же “Росэнергоатом” покупал сталь только отечественного производства, поскольку импортные аналоги не проходили необходимые испытания, говорит источник в концерне. Провести же испытания зарубежного металла “долго и дорого”, добавляет он.

“Мечел” весьма заинтересован в устранении конкурентов с российского рынка, уверен аналитик Объединенной финансовой группы Александр Пухаев. Сейчас “стальной бизнес этой компании достаточно неприбылен по сравнению с другими крупными металлургическими комбинатами”, поясняет он. Например, по оценке эксперта, рентабельность стального бизнеса “Мечела” по EBITDA составляет 15%, “Северстали” – 37%, а НЛМК – более 50%. “Возможно, низкие прибыли по стали связаны с тем, что “Мечелу” не удается продавать свою никелированную нержавейку по высоким ценам из-за присутствия дешевого металла из Европы”, – предполагает Пухаев.

“Пошлина в 120% – это фактически запрет на импорт, – признает чиновник Федеральной таможенной службы. – Но не стоит рассчитывать, что это автоматически избавит российских производителей от использования серых схем, скорее их использование возрастет – например, будут ввозить эту сталь под видом обычной или еще сильнее занижать ее стоимость”.