Путина не обидят


В последнее время в Вашингтоне возмущались по поводу военно-технического сотрудничества России с Венесуэлой и Сирией, российского участия в иранской ядерной программе, а также из-за “концентрации политической власти в Кремле” (отмена выборов губернаторов, несвобода СМИ) и делом “ЮКОСа”. В минувшую пятницу американские сенаторы Джозеф Либерман и Джон Маккейн внесли на рассмотрение своей палаты резолюцию, призывающую Буша добиваться исключения России из “большой восьмерки” за ограничения демократии.

Сам Буш, выступая вчера в Брюсселе, призвал российское правительство “подтвердить приверженность демократии и верховенству закона”. “США и все европейские страны должны поставить тему демократических реформ в центр их диалога с Россией”, – подчеркнул Буш.

Еще в воскресенье агентство Reuters со ссылкой на источники в Белом доме сообщило, что Буш не намерен в ходе саммита публично критиковать Путина за антидемократизм. По мнению источника, “Путин отрицательно реагирует на открытую критику – это не самый эффективный способ работы с ним”. В воскресном интервью словацкому телевидению сам Буш сказал, что намерен обсудить проблемы с демократией в России в “частной беседе” с Путиным.

Тема демократии объявлена Бушем центральной темой его второго президентского срока, говорит Ариэль Коэн из Heritage Foundation, поэтому она неизбежно будет поднята в ходе переговоров. В то же время Буша интересуют и другие аспекты отношений с Россией, поэтому обсуждение внутренней политики Путина пройдет в “корректном тоне”, считает Коэн. По мнению директора Центра сравнительной политологии ИМЭМО РАН Бориса Шмелева, в своих выступлениях перед саммитом Буш уже достаточно “просигнализировал Путину о своей обеспокоенности”.

По словам источника в Кремле, на сегодняшней встрече будут обсуждаться отношения России с НАТО, совместная борьба с терроризмом, ситуация вокруг Северной Кореи, Ирана и Пакистана, вопросы вступления России в ВТО и двустороннего энергодиалога. Будет подписано только соглашение о двустороннем контроле за распространением переносных зенитно-ракетных комплексов.

При обсуждении российского сотрудничества с Сирией и Ираном Буш предложит Путину использовать влияние на эти страны ради урегулирования палестинско-израильского конфликта, считает Коэн. По мнению директора московского Центра Карнеги Эндрю Качинса, США не будут настаивать на прекращении поставок Россией ядерного топлива для иранской электростанции в Бушере если получат гарантии контроля со стороны России за возвратом отработанного топлива. Что касается обсуждения проблем российского вступления в ВТО, то, по мнению Шмелева, Буш не будет выдвигать каких-либо дополнительных условий российской стороне, “поскольку это резко ухудшило бы всю атмосферу саммита”.

Дело “ЮКОСа” может будет затронуто при обсуждении перспектив энергетического сотрудничества, допускает Коэн. Но он считает, что Буша куда больше волнует, “готова ли Россия играть роль стратегического партнера США в энергетической сфере или ее нефтяной экспорт будет переориентироваться на Китай и Индию”. С Коэном согласен Шмелев, который считает, что укрепляющийся государственный контроль над нефтяной отраслью вызывает обеспокоенность американцев, поскольку “может сделать внешнюю политику России менее предсказуемой и менее подверженной влиянию США”.

“Если американцы поднимут тему “ЮКОСа” в контексте защиты иностранных инвестиций в ТЭК, мы готовы ответить, – говорит источник в администрации президента. – Сейчас мы готовим предложения по гарантированию прав иностранных инвесторов”.