Трубой к Европе


Несмотря на контракт с россиянами, украинские чиновники вовсе не отказываются от планов поставлять нефть в Европу самостоятельно. Во вторник в Брюсселе на заседании комиссии Украина-НАТО президент Украины Виктор Ющенко заявил, что “интеграция в европейские и евроатлантические структуры отныне будет определять стратегию и тактику украинской политики” (см. статью на странице А2). Вчера после встречи с президентом Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозу он сообщил, что украинские чиновники предложили европейцам создать рабочую группу для “активизации” проекта Одесса – Броды.

Российские нефтяники уже сталкиваются с трудностями. ТНК-ВР пытается уговорить партнеров снизить тарифы на перевалку в Южном и не повышать сборы за транзит нефти, чтобы нарастить объемы поставок. По проекту украинского бюджета на 2005 г. транзит через украинские нефтепроводы должен подорожать на 30% до $0,89 за тонну. Однако за прокачку по Одесса – Броды с россиян берут $14 за тонну, говорит начальник нефтегазового департамента Минтопэнерго Украины Николай Егдащук. А в конце 2004 г. Южный поднял в два раза до $2,4 за тонну тарифы на перевалку. По словам представителя “ТНК-ВР Украина” Ирины Ковальчук, расценки соседних терминалов примерно в два раза меньше.

Переговоры исполнительного директора ТНК-ВР Германа Хана с украинскими чиновниками во вторник закончились безрезультатно. По словам представителя “ТНК-BP Украина” Юлии Семенко, компания предложила снизить тарифы на транзит и перевалку через Одесса – Броды до уровня средних в стране. В противном случае, утверждает Ковальчук, ТНК не будет увеличивать объем прокачки и переориентируется на другие экспортные маршруты. “Мы не хотим шантажировать [украинских чиновников] – мы просим правительство дать четкий сигнал, есть ли прокачка, есть ли реверс”, – говорит Ковальчук.

Перевалка в Южном подорожала после того, как стали убыточными железнодорожные перевозки нефти и Минтранс предложил покрыть выпадающие доходы за счет увеличения тарифа, говорит Егдащук. “Теперь, когда железнодорожная ветка не используется, такая проблема отпала”, – признает он. По словам Егдащука, на согласование тарифов с ТНК-ВР украинцы взяли два месяца, а министр топлива и энергетики Украины Иван Плачков пообещал Хану обсудить возможные ставки с премьером Юлией Тимошенко.

Консультант Тимошенко, директор Европейского института интеграции в Киеве Дмитрий Выдрин говорит, что “не видит поля для компромисса”, а уход ТНК-ВР и отказ от реверса станут “благом для Украины”. По мнению вице-президента российской транспортной монополии “Транснефть” Сергея Григорьева, тарифы украинцев необоснованны и, если партнеры откажутся их снижать, российские компании откажутся от прокачки по трубе Одесса – Броды. “Желающих и сейчас немного, раз нефтепровод недозагружен”, – напоминает он.

Но нехватка экспортных мощностей “Транснефти” на европейском направлении заставит российских нефтяников согласиться и на нынешние условия украинцев, считают аналитики. “При таких ценах на нефть этот тариф не играет большой роли, и вряд ли ТНК-BP было бы экономически интересно перестать использовать этот трубопровод”, – замечает аналитик “Атона” Стивен Дашевский. Поскольку “Транснефть” не полностью покрывает спрос, реверсивное использование Одесса – Броды – один из вариантов наращивания российского экспорта нефти, добавляет Валерий Нестеров из “Тройки Диалог“.