Сговора не было


В авиакомпаниях говорят, что ожидали такого решения. “Посыл о ценовом сговоре изначально был ложным”, – считает заместитель гендиректора “Аэрофлота” Лев Кошляков. С ним согласен Михаил Кошман из “Сибири”. “Авиаперевозки постоянно подвергаются ценовым атакам”, – добавляет Кошляков, напоминая о новой проблеме отрасли. Это предложенное Минтрансом 40%-ное увеличение аэропортового сбора за безопасность.

Проверка ФАС началась в ноябре прошлого года, после того как крупнейшие авиаперевозчики ввели специальную топливную надбавку, которая составила $10–15 с пассажира в зависимости от рейса. Аналитик ОФГ Елена Сахнова тогда оценила рост цены на авиабилеты в 4–6%. Представители авиакомпаний заявили в ноябре, что это вынужденная мера, связанная с резким ростом цен на топливо. ФАС силами своих территориальных управлений решила проверить, насколько это соответствует истине. Ведомство заподозрило, что перевозчики просто решили увеличить выручку в обход жестко ограниченных тарифов. Но по итогам проверки ФАС готова все-таки принять сторону авиакомпаний. “Скорее всего будет дана такая оценка, что авиакомпании в этом процессе [ценовой сговор] не участвовали”, – говорит Голомолзин.

Топливную надбавку “Аэрофлот” убирать пока не собирается. А Ольга Трапезникова, директор по СМИ компании “Красэйр”, добавляет, что даже с ее учетом убытки от повышения цен на топливо они не покрывают. Если бы ФАС признала авиакомпании виновными в ценовом сговоре, максимум, что могло бы им грозить, – возврат всех необоснованно полученных доходов, утверждает управляющий партнер юридической фирмы “Вегас-Лекс” Альберт Еганян.

С ноября 2004 г. авиакомпании могли дополнительно собрать за счет топливной надбавки $100 млн, предположил директор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. При этом если продолжится рост цен на керосин, то авиакомпании “обязаны будут” еще повысить топливный сбор, а вместе с тем и цену на билеты, добавляет аналитик.

Правда, представители авиакомпаний заявляют, что повышение топливного сбора пока не планируется.