Японцы купили автокредиты


До середины 2001 г. рынок автокредитования в России развивался достаточно вяло: после кризиса 1998 г. фонд “США – Россия” стал сворачивать свою программу, по которой он предоставлял банкам-участникам ресурсы на автокредиты. Из банков, ранее работавших по программе фонда, на рынке тогда остались ИБК, Пробизнесбанк, “Первое ОВК” и Межпромбанк. В лидеры рынка очень быстро вырвался ИБК – объем выданных им кредитов доходил до $1 млн в месяц. На момент отзыва лицензии (апрель 2002 г.) в портфеле у банка было около 1200 автокредитов на $17 млн. Его наследство поделили Газпромбанк, получивший портфель из 800 автокредитов, и “Евротраст”, куда перешла команда специалистов.

О сделке Европейского трастового банка с японским банком на рынке начали говорить еще в прошлом году. Однако в самом “Евротрасте” предпочитали хранить молчание. Лишь ради укрепления деловых связей между российскими и японскими финансистами решено было предать ее огласке. Выступая на прошлой неделе на форуме в Японии, президент “Евротраста” Андрей Крысин заявил, что кредиты, выданные банком на покупку автомобилей, были рефинансированы российской “дочкой” Michinoku Bank – “Мичиноку Банк (Москва)”.

А в прошлом году МДМ-банк купил портфели автомобильных кредитов у Московского кредитного банка и Собинбанка приблизительно по $30 млн каждый.

Инициатором сделки с японцами стал сам “Евротраст”. К весне 2004 г. в портфеле банка было более 1500 автокредитов, которые исправно обслуживались заемщиками. “Евротраст” убедил японский банк в приемлемом уровне рисков, рассказал зампред правления “Евротраста” Сергей Гандзюк. Представитель “Мичиноку” подтвердил приобретение автокредитов на $5 млн. По его словам, в портфеле было около 300 кредитов, выданных под 9–18% годовых. Причем основная их часть предоставлялась покупателям автомобилей Peugeot. Кредиты приобретены по номиналу. Заемщики продолжают платить проценты “Евротрасту”, который делится ими с японцами. Но в какой пропорции, стороны не раскрывают.

Японцы – очень консервативные инвесторы. И их выход на этот рынок весьма показателен, отмечает вице-президент Пробизнесбанка Николай Габышев. “Для меня было загадкой, почему иностранцы до сих пор не интересовались такими достаточно качественными портфелями”, – соглашается зампред правления МДМ-банка Ирина Бушева. Сейчас рынок автокредитования, по оценке старшего партнера компании “Кредитконсалтинг” Юрия Истомина, превышает $1 млрд. По мнению начальника управления розничного бизнеса Межпромбанка Игоря Лысенко, подобные сделки позволят закрепиться на рынке автокредитования небольшим банкам с ограниченной ресурсной базой. Однако портфели в $5 млн вряд ли всерьез заинтересуют западных инвесторов, считает Габышев. Поэтому он ожидает появления на рынке специальных компаний, которые будут консолидировать подобные портфели для продажи иностранцам. Инвестиционно привлекательными Лысенко находит портфели в $100 млн. Причем он не исключает, что продавцами станут крупные банки, которые сейчас активно наращивают свои портфели. По его словам, Межпромбанк уже изучает такую возможность. Не исключает подобную сделку и Бушева из МДМ-банка. Но в планы “Мичиноку” такие покупки сейчас не входят, уверяет представитель банка.