Битва с “мертвыми душами”


Российская абонентская статистика демонстрирует небывалую популярность мобильной связи. По данным авторитетного агентства ACM-Consulting, в конце января 2005 г. коэффициент проникновения сотовой связи (число абонентов на 100 жителей) в Москве составил 103,7% (по России в целом – 53,9%). То есть сотовой связью пользуется каждый столичный житель.

Однако некоторые эксперты полагают, что эти цифры не отражают реального положения вещей. Дело в том, что операторы считают абонентов по количеству “активных SIM-карт”, а не по числу сотовых телефонов. Поэтому один человек, купивший несколько SIM-карт, будет отражен в операторской статистике как несколько абонентов. Путаницу усугубляет тот факт, что число “активных SIM-карт” сотовые операторы определяют по-разному – одни считают активными тех, кто в последний раз разговаривал по этому номеру в течение 90 дней, другие – в течение 180 дней и т. д. При этом операторы трепетно относятся к абонентской статистике – ведь порой счет идет на доли процента, а потеря лидерства на рынке чревата имиджевыми потерями и может обеспокоить инвесторов.

Сегодня сотовые операторы заявляют о готовности раскрыть число активных пользователей. Гендиректор “ВымпелКома” Александр Изосимов говорит, что его компания может опубликовать такие данные уже по итогам I квартала 2005 г. Сейчас “ВымпелКом” решает, каких пользователей считать активными, – например, говорящих ежедневно либо тех, кто пользуется услугами операторов раз в месяц или раз в три месяца.

Изосимов недавно обсуждал эту тему с президентом МТС Василием Сидоровым, который тоже счел нужным раскрыть число активных абонентов. Директор МТС по связям с общественностью Павел Нефедов говорит, что его компания заинтересована в переходе на единые с “ВымпелКомом” принципы учета абонентов. По словам Нефедова, неактивные пользователи выбывают из статистики МТС быстрее, чем в “ВымпелКоме”. Он добавил, что МТС готова предоставлять и более детальную информацию.

Третий федеральный GSM-оператор, “МегаФон”, пока не видит необходимости менять учетную политику. По словам пресс-секретаря “МегаФона” Марины Белашевой, конкуренты продолжают считать абонентами людей, чьи номера заблокированы за неуплату до полугода, а в “МегаФоне” максимальный срок блокировки составляет 90 дней. “Это самые жесткие сроки учетной политики на российском рынке, – заверила она, – но они соответствуют практике европейских операторов”.

По оценке старшего аналитика ACM-Consulting Антона Погребинского, если МТС и “ВымпелКом” будут считать пользователей, как это делают европейские компании и “МегаФон”, абонентская база каждого из них сократится на 1,5 млн человек – примерно столько же операторы подключают в месяц.

А в поволжской компании СМАРТС вскоре будут считать абонентом каждого владельца мобильного телефона, зарегистрировавшегося в сети хотя бы раз за прошедший месяц. Гендиректор СМАРТСа Геннадий Кирюшин считает, что это позволит оператору предоставлять рынку статистически достоверные данные. Он добавил, что СМАРТС предложит взять подобную методику на вооружение всем членам Ассоциации GSM.

Исполнительный директор Ассоциации GSM Вячеслав Афанасьев уверен, что всем операторам необходимо предоставлять абонентские данные по единой методике. Однако он полагает, что абонентов надо продолжать считать по количеству SIM-карт, а не сотовых телефонов.

Эксперты не ожидают, что изменения в учете абонентов скажутся на котировках акций операторов. “Инвесторам важнее финансовые результаты, – считает аналитик МДМ-банка Сергей Резник, – но учет активных абонентов, конечно, повысит открытость компаний”. А аналитик “Атона” Елена Баженова говорит, что инвесторы уже давно ориентируются скорее на темпы роста числа абонентов, а не на абсолютный размер абонентской базы.