Boeing продает заводы


На прошлой неделе гражданское подразделение Boeing договорилось о продаже за $900 млн канадской Onex заводов в Вичите, штат Канзас, а также в Тулсе и Макалистере, штат Оклахома. Onex возьмет на себя и около $300 млн долгов этих предприятий. В результате сделки, которая должна получить одобрение профсоюзов и правительства, Boeing впервые передаст контроль над крупными предприятиями по производству комплектующих для своих самолетов внешней компании. Продаваемые заводы продолжат производить фюзеляжи для 737-й модели, а также кабины пилотов и обтекатели двигателей для большинства производимых компанией лайнеров. Они станут основными поставщиками и для строительства новых Boeing-787.

В рамках своей стратегии Boeing уходит от производства комплектующих с высокими издержками на рабочую силу и собирается сконцентрироваться на крупномасштабных конструкторских разработках и финальной сборке компоновочных узлов, производимых поставщиками. За последние три года эти меры помогли компании сократить вдвое время окончательной сборки некоторых моделей самолетов.

По данным Boeing, которого по этой сделке консультировал Goldman Sachs, целый ряд компаний проявил интерес к этим фабрикам. Но в качестве покупателя была выбрана Onex, потому что у нее есть успешный опыт превращения бывших подразделений крупных компаний в конкурентоспособные самостоятельные фирмы. Руководить проданными предприятиями продолжит прежняя команда из Boeing во главе с Джеффом Тернером.

Как сообщает Boeing, последняя сделка предусматривает долгосрочные соглашения о поставках, что позволит компании продолжить сокращение издержек. Впрочем, в соответствии с условиями сделки Onex получит право брать заказы у других самолетостроительных компаний, в том числе и у основного конкурента Boeing – европейского Airbus. А он сейчас вместе со своим материнским концерном EADS активно ищет производственные площадки в США.

Как говорит один из двух управляющих директоров Onex – Сет Мерски, его компания планирует инвестировать в приобретенные заводы около $1 млрд в течение пяти лет, чтобы приспособить их к производству комплектующих как для Boeing, так и для других компаний. Другой управляющий директор Onex – Найджел Райт говорит, что расширение производства благодаря контрактам с конкурентами Boeing позволит сократить издержки и на самих заводах и увеличить вдвое количество рабочих мест – с нынешних 9000 до 18 000.

Военное подразделение Boeing на прошлой неделе, в свою очередь, сообщило, что продало Pratt & Whitney, подразделению United Technologies, за $700 млн свой бизнес по производству ракетных двигателей – Rocketdyne. “Производство ракетных двигателей не относится к стратегическому бизнесу Boeing”, – пояснил причину этой сделки представитель компании Фернандо Виванко. При этом Boeing сохранит производство самих ракет и спутников.

По мнению Марка Дэвиса из FTN Midwest Research, Boeing избавляется от операций, которые считает ненужными для себя в будущем. Аналитик JSA Research Пол Нисбет считает, что новый собственник благодаря диверсификации продаж сможет продавать их и Boeing по более низкой цене. “Покупать комплектующие у прибыльной компании эффективнее, чем делать их самому”, – говорит он. (WSJ, FT, 23.02.2005, Олег Митяев)