Стройка Ходырева


Создание в России платных скоростных автомагистралей с прошлого года числится в приоритетах Минтранса. До 2010 г. чиновники запланировали построить на бюджетные и частные инвестиции автобан Москва – Петербург (протяженность – около 650 км, скорость движения – 150 км/ч, примерная стоимость – 180,7 млрд руб.), а также Центральную кольцевую автодорогу вокруг Московской области, магистраль МКАД – “Беларусь” в обход Одинцово и дополнительный подъезд к аэропорту “Домодедово”. Нижегородское направление в планах Минтранса на ближайшие пять лет не значится.

Как выяснилось, такое положение дел не устраивает нижегородского губернатора. В пятницу Ходырев сообщил на пресс-конференции в Нижнем, что в середине февраля передал премьеру Михаилу Фрадкову проект строительства платной автомагистрали протяженностью около 380 км и стоимостью 239 млрд руб. Автомобили будут курсировать по скоростной эстакаде, а параллельно ей пойдет высокоскоростной поезд, цитирует слова Ходырева агентство “Интерфакс”. Участвовать в проекте должны и частные инвесторы, а на окупаемость он выйдет, только если брать плату за проезд, признал губернатор.

Федеральных чиновников выступление Ходырева застало врасплох. В Минтранс и Росавтодор подобный проект не поступал, уверяют сотрудники обоих ведомств. У аппарата правительства, по словам пресс-секретаря премьер-министра Александра Жарова, есть месяц на экспертную оценку любых инициатив “снизу”, при этом к экспертизе обязательно привлекаются профильные министерства. Но о переговорах Фрадкова и Ходырева Жарову ничего не известно. Не знают ничего о проекте Ходырева и в представительстве президента в Приволжском федеральном округе. “С таким же успехом можно предложить премьер-министру построить в Нижегородской области космодром”, – иронизирует чиновник полпредства. На последнем заседании правительства Фрадков поручил чиновникам собрать и рассмотреть все инфраструктурные проекты, способствующие удвоению ВВП, напоминает пресс-секретарь министра финансов Геннадий Ежов: “Возможно, это [предложения Ходырева] один из них”. Впрочем, в Минфин заявка Нижегородской области тоже не поступила, говорит Ежов. Получить комментарии Ходырева не удалось.

Из Москвы в Нижний Новгород сейчас ведет Горьковское шоссе. “Оно, конечно, загружено, но не является самым проблемным участком [российской дорожной сети]”, – удивляется планам Ходырева директор стратегического анализа фирмы ФБК Игорь Николаев. “Российские железные дороги” сами собирались строить высокоскоростную магистраль Москва – Нижний Новгород, но после 2008 г., говорит сотрудник компании. “Сначала мы собираемся пустить скоростные поезда до Раменского [Московская область] и Петербурга”, – поясняет он. По мнению Ростислава Туровского из Центра политических технологий, внезапная активность Ходырева может объясняться его невысокими шансами сохранить свой пост после истечения полномочий в августе 2005 г. “Если его кандидатура не будет одобрена президентом, он сможет заняться этим грандиозным проектом”, – рассуждает политолог.