“Волготанкер” без капитанов


Неприятности у “Волготанкера” начались в прошлом году. В августе прокуратура Самарской области обвинила его в уклонении от уплаты налогов в 2002–2004 гг. на сумму 300 млн руб. А в декабре самарские налоговики предъявили “Волготанкеру” претензии за 2001 г. на 715 млн руб. От компании потребовали уплатить НДС, который ей до этого возместили (как экспортный перевозчик, “Волготанкер” имеет право пользоваться нулевой ставкой НДС), но уже с пенями и штрафами.

В январе в обеспечение этих требований на имущество и счета пароходства наложили арест. “Волготанкер” объявил о возможности дефолта по CLN на $120 млн, но в начале февраля счета были разморожены.

Менеджмент “Волготанкера” попытался вынести спор на публику. Два месяца назад в Москве появились рекламные щиты “Волготанкер” — не нефтяная компания”. При этом слово “нефтяная” выкрашено в цвета “ЮКОСа” — желтый и зеленый. Цель этой акции, объясняли в компании, доказать, что “Волготанкер” — транспортная компания, за которой нет ни олигархических группировок, ни нефтедолларов.

Но давление на компанию только усилилось. Как рассказал “Ведомостям” прокурор Самарской области Александр Ефремов, региональная прокуратура обвинила шестерых руководителей пароходства в совершении преступлений по статьям 159 (мошенничество) и 174 (отмывание доходов) УК и попросила самарский районный суд дать санкцию на их арест. Мошенничество наказывается лишением свободы на срок от пяти до 10 лет, отмывание доходов – на срок 10–15 лет. Ефремов говорит, что среди обвиняемых председатель совета директоров “Волготанкера” Александр Александрович и заместитель гендиректора управляющей компании “Волготанкер-АМС” Евгения Артюхова.

В минувшую пятницу суд рассмотрел материалы только по одному менеджеру пароходства. По словам Ефремова, речь идет о руководителе уфимской “дочки” “Волготанкера”. Источник, близкий к прокуратуре, уточнил, что речь идет об управляющем директоре ЗАО “СК “Башволготанкер” Владимире Корякове. Ефремов говорит, что судьи признали, что в деле есть состав преступления, но дать санкцию на арест отказались, посчитав, что обвиняемый не будет скрываться от следствия. На этой неделе суд рассмотрит дела еще трех менеджеров.

Вице-президент “Волготанкера” по связям с общественностью Андрей Клейменов отказался от комментариев, сославшись на отсутствие информации. Он лишь сказал, что Александрович выехал за рубеж для переговоров с кредиторами компании. Сам Александрович сказал “Ведомостям”, что о действиях прокуратуры ничего не слышал. Но сотрудник “Волготанкера” рассказал “Ведомостям”, что в пятницу в самарский офис пароходства пришла повестка из прокуратуры на имя Александровича и исполнительного вице-президента “Волготанкера” Андрея Азарова с требованием явиться в прокуратуру 2 марта.

“Волготанкер” оспаривает действия налоговиков в арбитражном суде Самарской области, говорит Клейменов. Но раз решение о возбуждении уголовного дела уже принято, прокуратура имеет право предъявлять обвинения и в качестве обеспечительной меры требовать ареста менеджеров компании, отмечает Эдуард Кучеров из “Бейкер Тилли Русаудита”. Он указывает, что, даже если “Волготанкер” выиграет суд у налоговиков, это не обяжет прокуратуру закрыть дело, ведь обвинения касаются и других эпизодов.

Все, что сейчас происходит с “Волготанкером”, свидетельствует о хорошо организованной кампании против пароходства, говорит начальник аналитического отдела ИК “Проспект” Наталья Одинцова. 11 февраля Михаил Фрадков своим распоряжением внес 20% акций “Волготанкера” в план приватизации на 2005 г. А менеджмент пароходства, по данным источников в компании, еще в декабре начал готовиться к возможной продаже своего пакета. Теперь, по словам Одинцовой, приватизацию в этом году либо вообще отменят, либо стоимость компании будет снижена значительно из-за появившихся рисков. “Арест руководства – это самая крайняя мера. Для “Волготанкера” это может означать полнейшую дестабилизацию”, – отмечает Одинцова. “Я лично могу вспомнить только три таких случая – арест опального экс-президента “СИБУРа” Якова Голдовского, двух руководителей “ЮКОСа” и двухдневное содержание под стражей Владимира Гусинского”, – говорит она.