Особые льготы


На вчерашней встрече с членами правительства президент Владимир Путин уже второй раз за этот год выразил неудовольствие задержкой с принятием закона “Об ОЭЗ”. “Насколько я понимаю, никаких препятствий, кроме перегруженности повестки дня ближайшего заседания, здесь нет”, – цитирует Путина “Интерфакс”. В ответ глава Минэкономразвития Герман Греф сообщил, что закон уже согласован со всеми ведомствами, а премьер Михаил Фрадков пообещал, что правительство рассмотрит его на следующей неделе и сразу внесет в парламент.

Торопить чиновников президенту не привыкать. Три года законопроект, разработанный Минэкономразвития, не визировал Минфин. Дело сдвинулось лишь после вмешательства Путина на январском совещании в Новосибирске: проект закона наконец получил одобрение Минфина – правда, лишь после того, как из него исключили предложения по льготам на налог на прибыль.

Однако проблем IT-отрасли новый закон не решает. Программисты по-прежнему не смогут пользоваться налоговыми льготами при экспорте своих продуктов, потому что невозможно доказать факт и объем этого экспорта. Кроме того, новый закон не создает условий для поселения программистов на одной территории, что позволило бы работодателю снизить ЕСН и уменьшить налогооблагаемую базу на фонд оплаты труда.

Эти опасения в обращении к правительству высказало Мининформсвязи, рассказал “Ведомостям” президент ассоциации “Руссофт” Валентин Макаров. По его словам, на недавнем совещании в Мининформсвязи было решено не тормозить выход закона, но параллельно начать готовить еще один законопроект.

Министерство собирается разработать новый законопроект, который, возможно, будет содержать изменения в другие законы, подтверждает директор департамента правового обеспечения Мининформсвязи Михаил Якушев. “В нынешнем проекте закона не решены ключевые проблемы – возврат НДС на продукты и услуги в сфере IT, а льготы по ЕСН не касаются большинства компаний, имеющих территориальную структуру производства”, – объяснил он “Ведомостям”. По словам Якушева, Мининформсвязи предлагает ввести для IT-компаний отраслевой, а не территориальный режим поддержки, что потребует корректировки Налогового кодекса, а в таможенное законодательство придется внести “исчерпывающий перечень документов, подтверждающих экспорт информационных технологий”.

Участники рынка восприняли предложения Мининформсвязи с энтузиазмом. “Нынешний проект не имеет никакого отношения к рынку высоких технологий”, – констатирует президент группы компаний IBS Анатолий Карачинский. По его словам, чтобы эффективно конкурировать с экспортерами программ из Индии и Китая, совокупную налоговую нагрузку на российских программистов нужно уменьшить до 5–7%, как в этих странах. “У нас же совокупная налоговая нагрузка пока более 70%”, – разводит руками Карачинский.

“Закон, внесенный Минэкономразвития, является законом на все случаи жизни и совсем не учитывает специфику производства, которым заняты IT-компании, – подтверждает президент группы компаний Verysell Михаил Краснов. – Мы не против него, но для успешной работы IT-отрасли нужен другой закон”. “Нам жизненно важно максимально отгородиться от этого закона, для нашей отрасли он губителен”, – говорит президент Cognitive Technologies Ольга Ускова. Она считает, что новый закон должен ввести льготное налогообложение IT-парков, и прежде всего в области ЕСН.

А вот в ведомствах, отвечающих за подготовку закона “Об особых экономических зонах”, к инициативе Мининформсвязи относятся неоднозначно. “Сначала надо посмотреть, что за закон они разработают. До этого комментировать что-либо рано”, – передал “Ведомостям” директор департамента стратегии социально-экономических реформ Минэкономразвития Саид Баткибеков. А представитель Минфина считает, что “не может быть на одну и ту же тему нескольких законопроектов”. “Если то или иное ведомство считает нужным внести свои предложения, оно имеет на это право, – объясняет он. – Но нельзя, чтобы какая-то отрасль получала особые привилегии, иначе ими воспользуются не самые эффективные проекты и государство недополучит доходы”.