Все на конкурс


ФАС не нравится, что действующее законодательство почти не ограничивает индивидуальные договоренности чиновников с отдельными компаниями. “Льготные арендные ставки [для предприятий], выделенные [им] без конкурса участки земли, уполномоченные [представлять государство частные] компании – все это государственная помощь”, – говорит начальник аналитического управления ФАС Алексей Сушкевич. Доказать, что такие преференции нарушают условия конкуренции, “не всегда возможно, хотя это зачастую очевидно”, сетует он. Поэтому ФАС предлагает вообще запретить госпомощь предпринимателям.

В последней редакции нового закона о конкуренции, который служба на прошлой неделе отправила на согласование, предоставлять компаниям индивидуальные льготы или преимущества чиновники могут только при чрезвычайных ситуациях. Остальную госпомощь можно получить по конкурсу либо по закону о бюджете страны или региона, если там прямо указан адресат преференций. Разрешить предоставление льгот может и ФАС, если их стоимость не больше 5% от оборота компании-получателя либо преференции направлены на поддержку культуры, фундаментальной науки, жизнедеятельности на Крайнем Севере, экологии или сельского хозяйства. Все эти ограничения не касаются почтовых организаций.

В любом взаимодействии чиновников с компанией, которое отразилось на ней положительно, ФАС видит признаки госпомощи, говорит Сушкевич. Получение индивидуальных преференций от российских чиновников действительно не редкость для бизнеса. Прошлым летом столичные власти отдали без конкурса 200 участков под строительство бензоколонок Московской нефтяной компании. В конце 2003 г. антимонопольная служба начала расследование в отношении нескольких ОВД в Дагестане, которые разрешили страховой компании “Рекон” и Страховой компании правоохранительных органов продавать полисы ОСАГО в помещениях, где граждане регистрируют автомобили. В самом конце года Минздрав решил распределить 50,8 млрд руб. бюджетных средств для оплаты лекарств льготникам через 12 страховых компаний. Тендер на обслуживание средств не проводился, а сотрудники компаний, попавших в список, не скрывали, что получили это право благодаря контактам в Минздраве.

Чиновники и предприниматели не готовы отказаться от этой практики. “Под эгидой борьбы с “номенклатурными предпринимателями” малый бизнес будет лишаться льгот, без которых просто не сможет существовать”, – опасается гендиректор фирмы “Формика” Илья Хандриков. “Это не дело ФАС – указывать нам, куда направлять наши деньги”, – возмущается чиновник московской мэрии. А мэр Череповца Михаил Ставровский беспокоится, что “разрешительный порядок [выдачи льгот] приведет к коррупции”. “Получается, что если компания хочет построить завод в Сибири, то выделить ей участок, который никому больше даром не нужен, можно только на тендере – мы сами будем вынуждены искать себе конкурента”, – ужасается лоббист крупной металлургической компании, называющий идею “абсурдом”. С ним согласен чиновник Минэкономразвития. “На конкурс можно выставлять только участки, имеющие кадастровый номер, – поясняет чиновник. – Земля вне поселений на участки почти нигде не разбита, а стоимость таких работ настолько высока, что выделение земли [если предложения ФАС примут] просто остановится”. А в случае с крупными инвестпроектами, когда все условия оговариваются заранее, имя победителя должно быть известно еще до конкурса, добавляет он.

ФАС может оказаться не в силах “контролировать все сделки” властей с компаниями, замечает эксперт Центра фискальной политики Александр Дерюгин. Например, сами муниципалитеты и регионы не всегда в курсе, по каким арендным ставкам сдается госплощадь, “где занижение платежей встречается повсеместно”, поясняет он.