General Motors и Ford сократят производство


Во вторник GM и Ford объявили о сокращении производства. GM сообщила, что снизит производство автомобилей в Северной Америке во II квартале на 10% до 1,25 млн штук. А Ford планирует уменьшить выпуск машин на 1,2% до 940 000 штук. Компании вынуждены были пойти на эти шаги из-за слабых продаж, приведших к перепроизводству. Так, по словам исполнительного директора GM Пола Бэллью, у его компании в США накопилось 1,3 млн нераспроданных автомобилей.

Как свидетельствуют обнародованные во вторник данные консалтинговой фирмы Autorada, общие продажи машин в США снизились в феврале на 1,9%. Но у GM они упали на 12%, а у Ford – на 2,9%. В результате доля GM на американском рынке уменьшилась в феврале до 24,2% по сравнению с 27,2% годом ранее. И это при том, что не так давно компания обещала не допустить, чтобы ее доля на авторынке США упала ниже 25%. Доля Ford снизилась до 20,2% с 20,4%. Обе компании сетуют, что падение продаж в начале года наступило после их всплеска в декабре. Тем не менее третьему по величине американскому автопроизводителю DaimlerChrysle удалось увеличить продажи за февраль на 5,5%. Выросли они и у японских конкурентов Toyota и Nissan.

Менеджеры автокомпаний сходятся на том, что покупатели сопротивляются их попыткам поднять цены после предновогодних скидок, действовавших на протяжении двух месяцев. По данным экономиста Ford Джэрлета Костелло, в январе компании подняли цены на машины на 1,3%, что является самым крупным повышением с 1997 г.

Но, по мнению ряда аналитиков, даже сокращение производства, которое планируют GM и Ford, может оказаться недостаточным, чтобы снизить затоваривание до приемлемого уровня. Причина заключается в том, что сильнее всего потребители сопротивлялись повышению цен на большие внедорожники и грузовики GM и Ford, которые в 1990-е гг. и начале этого десятилетия приносили компаниям львиную долю прибыли. Как говорит вице-президент автодилера Ed Morse Automotive Майк Мэй, из-за высоких цен на бензин покупатели теперь предпочитают более экономичные внедорожники меньшего размера. Главный аналитик Ford по продажам Джордж Пипас признает, что в его компании воспринимают падение продаж популярного прежде внедорожника Ford Explorer как долгосрочную тенденцию и сокращают мощности по его производству.

Исполнительный директор GM Пол Бэллью соглашается с ним. По его словам, теперь приходится расплачиваться за хорошие продажи крупных внедорожников в прошлом и многие модели внедорожников GM доживают последний год своей жизни. (FT, 1.03.2005, WSJ, 2.03.2005, Олег Митяев)