Калининград в осаде


Год назад “Литовские железные дороги” подняли тарифы на грузоперевозку для российских компаний в направлении Калининградского порта на 11%. В ноябре 2004 г. новое, 15%-ное повышение ставок коснулось только перевозок нефти, нефтепродуктов и черных металлов. По оценке сенатора от Калининградской области Николая Тулаева, в целом за 2003–2004 гг. возить по железной дороге грузы из России и обратно стало дороже на 15–30%.

Но литовский оператор этим не ограничился. С 15 марта ЛЖД собиралась поднять тарифы для российских грузоперевозчиков еще на 15%. После переговоров решение было отложено на месяц, говорит представитель РЖД.

Литва пытается защитить Клайпедский порт. Дело в том, что сейчас тарифы РЖД в его направлении даже выше, чем литовские расценки на перевозку грузов из России к Калининградскому порту. Так, везти черные металлы или нефтепродукты в российские морские ворота ЛЖД соглашается в среднем за 3,1 евроцента за один тонно-километр, а в Клайпеду – за 1,3 евроцента, говорит представитель компании. По ее расчетам, средний российский тариф Калининградской железной дороги в клайпедском направлении – 4,2 евроцента, а к Калининградскому порту – 1,2 евроцента. На практике, свидетельствуют данные РЖД, в январе перевозка одного вагона нефти грузоподъемностью 60 т от Яничкино до Калининграда (через Белоруссию) по российской территории обходилась в 20 637 руб., а до Клайпеды – в 53 415 руб. При этом транспортировка такого же груза на литовской территории стоила 17 141 руб. до Калининграда и 12 745 руб. до Клапейды. По данным начальника пресс-службы Калининградской железной дороги Александра Першина, с 2002 г. грузопоток через КЖД к российскому порту увеличился в два раза. А ЛЖД российские грузы в Клайпеду “почти не возят”, признает источник в литовской компании.

Повышение тарифов на Калининград не решит проблем Клайпедского порта, добавляет сотрудник ЛЖД. Таким образом компания пытается добиться уступок от российского оператора – Вильнюс готов не поднимать расценки, если Москва снизит тарифы для литовских грузоотправителей, говорит гендиректор Центра фирменного транспортного обслуживания РЖД Салман Бабаев. “ЛЖД мотивирует повышение своих тарифов тем, что перевозки через Калининградский порт растут, а Клайпедский порт остается без бизнеса”, – сетует чиновник Минэкономразвития.

Российские бизнесмены 15%-ное повышение тарифа на перевозку по Литве (242 км) переживут безболезненно, надеются в РЖД. По словам Бабаева, на транспортные издержки приходится около 10% цены доставленного из России товара при длине пути более 3000 км, а для нефти, нефтепродуктов и черных металлов – и вовсе 8%. В КЖД подсчитали, что рост литовского тарифа на 15% добавит к общей стоимости транспортировки в эксклав около 3,5% (36–42 руб. за тонну), а доля транспортных издержек в конечной цене вырастет на 0,3–0,35%.

Но чиновники не хотят уступать и этого. Ведь других экспортных маршрутов рядом нет, а внутри России потребление вывозимых товаров не растет, поясняет начальник отдела по связям с инвесторами “ЛУКОЙЛа” Геннадий Красовский. Его компания вывозит через Литву 3–4% нефти и нефтепродуктов. “Экспортеры будут нести дополнительные издержки, что в конечном итоге отразится на цене товара и его конкурентоспособности”, – категоричен источник в Минэкономразвития. “Калининград в основном порт импортирующий, и объемы перевозок еще не скоро поднимутся до такого уровня, чтобы нужно было что-то искусственно регулировать”, – недоумевает президент российской Национальной ассоциации транспортников Георгий Давыдов.

Впрочем, Вильнюс может угрожать еще большим повышением тарифа – “соглашения, которые были подписаны по калининградскому транзиту, юридически не определяют никаких верхних границ для требований литовской стороны”, поясняет независимый эксперт, бывший сотрудник Центра стратегических разработок Александр Анисимов. “Можно рассчитывать только на добрую волю литовцев или же в рамках переговоров идти на взаимные уступки”, – добавляет он. Неуступчивость же россиян, по мнению Ростислава Туровского из Центра политических технологий, связана с тем, что повышение тарифов воспринимается как “политическое давление на Россию, причем не только со стороны Литвы, но и Евросоюза”.