Новая карьера в старой компании


Андрей Кольдичев работал в должности заместителя начальника отдела закупок производственной компании, входящей в структуру телекоммуникационного холдинга. В сферу его ответственности входила продажа электротехнических шкафов. Однако акционеры холдинга сочли направление деятельности компании бесперспективным и приняли решение ее расформировать. Перед Кольдичевым встала проблема поиска работы, однако он решил искать ее внутри холдинга. В то же время акционеры холдинга приняли решение развивать отдел закупок активного оборудования для построения оптических линий связи и начали искать кандидата на должность начальника отдела. Из разговоров с сотрудниками других департаментов Кольдичев узнал об открытой вакансии и требованиях, предъявляемых к кандидату. Потратив время на изучение нового для него направления, он разработал план развития отдела и представил его акционерам компании. В результате знание тонкостей бизнеса, а также хорошая репутация и рекомендации от бывшего руководителя помогли Кольдичеву получить желанную должность.

Промахи соискателей

В российских компаниях ротация сотрудников до сих пор редка. Олег Темиров, генеральный директор “Перекресток Девелопмент”, говорит, что диагональные и вертикальные перемещения сотрудников в западных компаниях давно стали нормальной практикой, а российские компании предпочитают подбирать на новые должности людей со стороны. Тем не менее если не допускать распространенных ошибок, можно развивать карьеру, не покидая компанию.

Излишняя самоуверенность часто приводит к тому, что сотрудник идет на собеседование в другой департамент с мыслью, что он на голову выше сторонних конкурентов, так как давно работает в компании. Однако при этом забывает, что к нему будет особое отношение со стороны менеджера по персоналу.

Руководитель, проработавший в компании некоторое время, должен разбираться в тонкостях работы не только своего департамента. Именно поэтому Наталья Лисачева, руководитель отдела сбыта и маркетинга DaimlerChrysler, неоднократно переходила из отдела в отдел на своем прежнем месте работы в Тrinity Motors. “Я считаю, что менеджер должен понимать, как работает его бизнес в целом. Для этого ему нужно поработать в разных отделах организации”, – говорит она.

Именно промахи самих соискателей приводят к тому, что только треть сотрудников трудоустраиваются в другом подразделении собственной компании, говорит Джон Салливан, профессор менеджмента университета штата в Сан-Франциско. Еще больше сокращает шансы “внутренних” кандидатов то обстоятельство, что “в последнее время все большее количество компаний предоставляют равные возможности “внутренним” и “внешним” кандидатам.

Однако даже в этом случае у внутренних кандидатов есть возможность обойти конкурентов с рынка. Ведь в конкурсе на замещение вакантной должности побеждают далеко не только благодаря профессиональным навыкам.

На менеджера по персоналу нужно произвести яркое впечатление, чтобы вас запомнили. Михаил Торчинский, исполнительный директор рекрутинговой компании 3R, говорит, что в крупных компаниях менеджеры по персоналу часто даже не знают сотрудников в лицо, не говоря уже об их профессиональных качествах. “Вспомните героя фильма “Служебный роман” Анатолия Новосельцева, – говорит Торчинский. – По своим профессиональным качествам он вполне мог стать начальником отдела легкой промышленности, однако природная скромность не позволяла ему проявить свои качества перед директором управления статистики”. Вряд ли стоит читать на собеседовании стихи, выдавая их за навыки самопрезентации, но заручиться поддержкой одного из руководителей компании бывает нелишним, советует эксперт.

Хорошее впечатление, которое удается произвести на менеджера по персоналу, может сыграть в пользу кандидата, даже если он не в полной мере обладает необходимыми навыками. Тимур Узуньян, менеджер по рекламе кадрового агентства Manpower, раньше работал в той же компании менеджером проекта. Он занимался рекрутментом и изучал рынок труда. В его обязанности также входили выбор ресурсов для размещения объявлений о вакансиях и имидж-реклама. Через некоторое время в проект, которым занимался Узуньян, пришли новые люди, и у него появилась возможность перейти в рекламный отдел. “Времени, которое я мог бы потратить только на обучение, у меня не было. Поэтому процессы обучения и работы шли параллельно. И хотя я раньше частично занимался рекламой, мне многому пришлось учиться по ходу дела, – рассказывает молодой человек. – На прежнем месте у меня было больше оперативной работы, я часто проводил групповые и индивидуальные интервью. В рекламном отделе больше занимаюсь аналитикой, возросли объемы работы и потребность в информации”. Узуньян считает, что при переходе из отдела в отдел может возникнуть проблема коммуникаций. Он рекомендует как можно быстрее разобраться в ситуации и наладить коммуникации внутри подразделения, а главное – с клиентами и поставщиками услуг.

У стен есть уши

При переходе в другой департамент желательно сохранить хорошие отношения с бывшим руководителем. Однако необоснованные попытки ссылаться на шефа, который якобы хорошего о вас мнения, могут привести к печальным последствиям. Сначала надо убедиться в том, что босс действительно готов вас похвалить, говорит Кристен Файф, рекрутер из агентства Volt Technical Resources в Редмонде (штат Вашингтон). В свое время жизнь преподала Файф тяжелый урок. Осенью 2001 г. одна тренинговая компания в Сиэтле поставила ее во главе службы по работе с клиентами. К сожалению, руководству не понравилось, как она работала. Месяц спустя начальница предложила ей выбор: либо она переходит на более низкую должность, либо ищет другую работу в пределах компании. “Я почему-то решила, что она даст мне хорошую рекомендацию”, – вспоминает Файф. Вместо этого начальница сказала менеджеру по найму, что “я сама не знаю, что умею или не умею делать”, рассказывает женщина Теперь она советует “внутренним” кандидатам заручаться рекомендательным письмом от шефа, где его отношение к соискателю будет изложено в письменной форме.

Впрочем, даже если собеседование прошло удачно и бывший руководитель дал хорошие рекомендации, нет гарантии, что новая должность достанется вам.

Дмитрий Акопов, директор по развитию бизнеса рекрутинговой компании Penny Lane Consulting, не советует делиться своими карьерными планами с сотрудниками. “Если вы выбрали для себя новую стратегию карьеры и решили сменить департамент, не нужно об этом рассказывать коллегам и подчиненным, – предупреждает Акопов. – Свой бывший отдел нужно проинформировать только тогда, когда вам сделают официальное предложение о работе”. Разговоры о том, что якобы должность уже в кармане, неминуемо дойдут до менеджера по персоналу и испортят впечатление о вас. (Использованы материалы WSJ.)