Танго окончено


В результате обмена облигаций, завершившегося в прошедшую пятницу, суверенный долг Аргентины уменьшился на $67 млрд и теперь равен $35 млрд. В этом году на его обслуживание Аргентине понадобится $3 млрд против $10 млрд в 2001 г., когда был объявлен дефолт. Проценты по платежам теперь составляют примерно 15% валютных резервов страны, а не 70%, как три года назад.

Условия обмена аргентинских гособлигаций предполагали беспрецедентно большой дисконт – около 70%. Между тем средний размер списания при 20 реструктуризациях суверенных долгов за период с 1990 г. составил 36%. “Мы считаем, что Аргентина могла позволить себе заплатить и больше”, но из-за нежелания международных организаций приложить усилия, чтобы Аргентина предложила более выгодные условия обмена, “инвесторы остались без поддержки”, говорится в комментарии Deutsche Bank.

Перед началом реструктуризации прогнозы аналитиков звучали пессимистично. Они ожидали, что с условиями обмена согласится примерно половина инвесторов, что гораздо меньше 70–75%, при которых МВФ признает итоги реструктуризации успешными. На раздумья инвесторам правительство Аргентины отвело шесть недель, которые истекли 25 февраля.

Аргентина не дотянула бы до 75%, если бы не Агентство по реструктуризации долгов Аргентины, объединяющее порядка 30 000 мелких держателей аргентинских облигаций из Европы. Эта организация предъявила свои бонды на $1,2 млрд (1,17% общего объема) к обмену всего за несколько часов до его окончания. “Это важный шаг, – говорит о реструктуризации Кэрола Сэнди, аналитик CSFB, – и поразительный результат, особенно если вспомнить, что еще в конце прошлого года многие говорили, что правительство не наберет и 60%”.

Итоги реструктуризации, судя по всему, позволят Аргентине уже в скором времени возобновить переговоры с МВФ, которые были приостановлены в августе прошлого года из-за разных позиций МВФ и Аргентины относительно условий реструктуризации долга. Уже в ближайшее воскресенье министр экономики Аргентины Роберто Лаванья собирается в Вашингтон для предварительных переговоров с директором-распорядителем фонда Родриго Рато.

Никто не ожидает, что переговоры будут заведомо успешными. Совету директоров МВФ еще предстоит сложное разбирательство относительно справедливости условий реструктуризации, поскольку четверть держателей облигаций отказались обменять их. Аналитики не устают повторять об опасности создания прецедента. “Теперь страны будут считать, что при дефоле с держателями облигаций можно вести себя очень жестко. Оценки того, сколько денег инвесторы смогут вернуть”, – говорит Том Купер, управляющий портфелем облигаций развивающихся стран американской компании GMO, которая не приняла условия Аргентины. (WSJ, FT, 3–4.03.05, Татьяна Бочкарева)