Инфраструктура США ветшает


Вчера американское Общество гражданских инженеров (ОГИ), объединяющее более 137 000 специалистов, опубликовало доклад о состоянии инфраструктуры в США. Эксперты ОГИ оценивали ее по 15 параметрам, включая все виды транспорта, сооружения, утилизацию отходов, рекреационные зоны и безопасность. С 2001 г., выяснили инженеры, в стране улучшилось лишь состояние авиационного транспорта и инженерное обеспечение школ. А вот ситуация с автодорогами, водоснабжением, общественным транспортом, речными путями, энергетическими сетями и хранением отходов заметно ухудшилась. В целом же, резюмируют эксперты ОГИ, американская инфраструктура ветшает и деградирует.

Это наносит серьезный ущерб экономике США. Так, из-за плохого состояния дорог автовладельцы теряют около $54 млрд ежегодно – эти деньги идут на ремонт и содержание автомобилей. Пробки из-за хронических перегрузок дорожной сети обходятся еще в $63 млрд. В последние годы не справляются с нагрузкой даже железные дороги: впервые с середины прошлого века на них образуются заторы, из-за чего сроки доставки грузов срываются в массовом порядке.

При этом на поддержание в удовлетворительном состоянии железных дорог нужно всего $12–13 млрд в год. А в целом восстановление инфраструктуры США требует более $1,6 трлн инвестиций в течение пяти лет. ОГИ не претендует на то, что все вложения должен обеспечить федеральный бюджет. Недостающую сумму, по мнению авторов доклада, можно найти в бюджетах штатов и частных компаний. Срочно нужны инвестиции в систему очистки сточных вод: она требует $390 млрд в течение 20 лет.

Но пока центр только сокращает финансирование. За последние годы были урезаны федеральные инвестиции во многие инфраструктурные проекты. Так, госвложения в водоснабжение из федерального бюджета США в 2005 финансовом году составят $850 млн, или менее 10% от потребностей. Расходы на содержание передающих электроэнергетических сетей с 2001 г. снижаются в среднем на 1% в год. В результате снизилась и их мощность, при том что потребление электроэнергии год от года растет. В такой ситуации, предрекают эксперты ОГИ, Америка может еще не раз столкнуться с массовыми отключениями электричества, как уже было в августе 2003 г. в Нью-Йорке.

Возросшая нагрузка на инфраструктуру – следствие быстрого экономического роста США в 1990-е гг., замечает Дэвид Уолш из Economist Intelligence Unit. Из-за оживления экономики американские транспортные и энергетические сети оказались перегружены. Масштаб проблем, по мнению Уолша, будет только расти, “поскольку администрация [президента США] Джорджа Буша, пытаясь уменьшить бюджетный дефицит, ограничивает расходы на развитие инфраструктуры”. В конечном счете, прогнозирует эксперт, ее недостаточное развитие будет тормозить экономический рост. Экономика страдает и от неэффективного распределения вложенных в инфраструктуру средств. Значительные деньги расходуются на второстепенные проекты и в результате развитие инфраструктуры запаздывает относительно роста экономики, сетует Стивен Сливински из САТО Institute.