Чистка в “Роснефти”


План поглощения “Роснефти” “Газпромом” для получения государством контрольного пакета акций газовой монополии привел к публичному конфликту руководителей компаний. На прошлой неделе председатель правления “Газпрома” Алексей Миллер в присутствии президента “Роснефти” Сергея Богданчикова объявил, что схема слияния компаний согласована: государство доведет свою долю в “Газпроме” до контрольной в обмен на 100% “Роснефти” без “Юганскнефтегаза”, который станет самостоятельной госкомпанией. Но на следующий день “Роснефть” в официальном заявлении назвала слова Миллера его “личным мнением” и изложила свою версию схемы слияния. Спустя два дня “Роснефть” взяла свои слова назад, объяснив появление пресс-релиза “технической ошибкой”.

А теперь “Роснефть” лишилась сразу трех вице-президентов. В среду заявление об отставке написал Юрий Матвеев, курировавший связи с госорганами и социальную политику и в оперативном подчинении которого находился пресс-центр. А вчера “Роснефть” через информагентства распространила заявление об увольнении с постов вице-президентов гендиректора “Архангельскнефтепродукта” Владимира Иванчикова и гендиректора “Роснефть – НТЦ” Дмитрия Антониади. Оба они лишились лишь статуса вице-президентов, но остались руководителями “дочек” госкомпании.

Идея распрощаться с “региональными” вице-президентами – Иванчиковым и Антониади – обсуждалась в компании несколько недель, рассказывает источник в “Роснефти”, назвав окончательное решение внезапным. С чем связаны такие перестановки и как будут перераспределены полномочия, по его словам, сотрудникам не пояснили. Он отмечает, что у “региональных” вице-президентов были проекты, которые не касались их “дочек”: Иванчиков отвечал за проекты “Роснефти” в Северо-Западном регионе, а Антониади – в Южном, и непонятно, кто их теперь будет курировать. А Матвеев отвечал за логистику поставок нефти в Китай, в частности договаривался с РЖД о тарифах: “Непонятно, кто сейчас будет вести этот непростой проект”. “В “Роснефти” сложилась критическая ситуация, нам непонятно, что происходит”, – резюмировал топ-менеджер одной из “дочек” госкомпании. Матвеев сказал “Ведомостям”, что ему неизвестно о том, кто займет его место в компании.

С Антониади связаться не удалось, а Иванчиков отказался от комментариев. Связаться с представителями пресс-службы “Роснефти” не удалось, а в сообщении компании объяснили, что “кадровые изменения произведены в рамках оптимизации структуры управления компанией”.

Не секрет, что структура “Роснефти” далека от идеала, соглашается председатель наблюдательного совета “Ренессанс Капитала” Александр Шохин. Структура “Роснефти” требовала оптимизации, вторит аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров: сейчас в компании осталось девять вице-президентов, из них три – первых. Для сравнения: у “Сибнефти” семь вице-президентов. Возможно, места освобождаются под новых людей, например из “ЮКОСа” или “Юганска”, рассуждает Шохин, напоминая, что недавно в “Роснефть” на должность первого вице-президента пришел Сергей Кудряшов, бывший вице-президент “ЮКОС ЭП” (дивизион “ЮКОСа” по разведке и добыче нефти), который был управляющим “Юганскнефтегаза”.

Кадровые перестановки в “Роснефти” можно рассматривать как признак ее подготовки к слиянию с “Газпромом”, считает Нестеров: “Если оно состоится, кто-то из менеджеров должен будет остаться в “Роснефти” и ее “дочках”, кто-то – перейти в “Юганск”, из-за этого “двойные” должности могут упраздняться”.

А Матвеев, похоже, принял на себя удар, связанный с конфликтом вокруг заявления “Роснефти”, полагает Нестеров: “В какой-то момент появилась почва для предположений о том, что Богданчиков из-за этого может быть отправлен в отставку, и отставка Матвеева сыграла роль для заглаживания конфликта”. Впрочем, сам Матвеев отрицает эту версию своей отставки.

Структура и штатное расписание компании находятся в компетенции ее президента и совет директоров не вмешивается в это, говорит один из членов совета “Роснефти”. Чиновник Росимущества сказал, что его ведомство не получало никаких указаний по схеме слияния “Роснефти” и “Газпрома”.