“Орбитальная схема” МНПЗ

С.Николаев

В январе Федеральная налоговая служба (ФНС) уведомила МНГК о налоговых претензиях к МНПЗ на $35 млн, а позднее предъявила счет еще на $100 млн, заявила вчера Sibir Energy. ФНС не понравилось, что в 2000–2002 гг. предприятие использовало “байконурскую схему” налоговой оптимизации. МНПЗ не был конечным бенефициаром этой схемы, но, если претензии к заводу будут признаны обоснованными, его владельцы намерены взыскать недоплаченные налоги с фактического выгодоприобретателя, сказано в пресс-релизе Sibir Energy.

Получивший аналогичные претензии “ЛУКОЙЛ” предпочел в 2001 г. добровольно вернуть в бюджет $103 млн. А неделю назад Высший арбитражный суд подтвердил правоту налоговиков, которые требуют с трех башкирских НПЗ 12 млрд руб.

Суть “байконурской схемы” такова: НПЗ сдавали свое оборудование в аренду фирмам, зарегистрированным в знаменитом “внутреннем офшоре” Байконур и освобожденным от уплаты акцизов и налога на прибыль. Байконурские фирмы поставляли на заводы нефть, а взамен получали нефтепродукты, которые продавали, экономя на акцизах. Как показала проверка Счетной палаты, из-за этой схемы только в 2001 г. казна недосчиталась 13,8 млрд руб.

МНПЗ сдавал свои мощности в аренду байконурской фирме “Орбитальные системы”. Первый вице-президент МНГК Евгений Савостьянов пояснил, что в арбитражных судах рассматриваются два иска МНПЗ к налоговикам. Первый – о законности договора аренды с “Орбитальными системами” – завод выиграл в первой инстанции, но 4 марта проиграл в апелляционной. На 21 марта назначена кассация. Второй иск, оспаривающий размер налоговых претензий, пока не рассматривался. “Ни МНПЗ, ни МНГК никак не связаны с “Орбитальными системами”, и никакой выгоды от этой схемы они иметь не могли”, – говорит Савостьянов. Кто имел эту выгоду, он не уточнил.

“У нас есть длинный список выгодоприобретателей по этой схеме, и главный среди них – “ЛУКОЙЛ”, долгое время бывший основным поставщиком нефти на МНПЗ”, – заявил “Ведомостям” президент МНГК Шалва Чигиринский. С этих выгодоприобретателей, по его словам, МНПЗ и намерен взыскивать недоплаченные налоги, если суд подтвердит справедливость претензий налоговиков.

Представитель “ЛУКОЙЛа” Геннадий Красовский такую возможность начисто отрицает. “ЛУКОЙЛ” поставлял на МНПЗ 20–30% [перерабатывавшейся на заводе] нефти исключительно по процессинговым контрактам, которые исключают какую-либо минимизацию налогов”, – утверждает он. Был ли связан “ЛУКОЙЛ” с “Орбитальными системами”, Красовский комментировать отказался.

Руководитель пресс-службы ФНС Елена Толгская не стала комментировать претензии этого ведомства к МНПЗ.

Завод сможет переложить ответственность на “ЛУКОЙЛ” лишь в том случае, если будет доказана связь нефтяной компании с “Орбитальными системами”, полагает юрист фирмы Salans Андрей Шишков. “Спихнуть” все на “ЛУКОЙЛ” у НПЗ получится лишь при условии, что между ними был подписан договор о компенсации в случае возникновения налоговых претензий к заводу”, – полагает партнер фирмы “Джон Тайнер и партнеры” Валерий Тутыхин.