Проект “Б”: Служение мамоне


Золотовалютные резервы Банка России в начале марта превысили $134 млрд, давно оставив позади сумму внешнего госдолга (около $100 млрд), а в стабилизационном фонде у России уже более $23 млрд. Хороший профицит бюджету обеспечен. Цены на нефть на уровне исторического максимума – нефть марки Brent в Лондоне преодолела цену $53 за баррель, а американская WTI подбирается к $55.

На финансовом рынке идет неторопливое выздоровление от депрессии конца прошлого года. Индекс РТС в этом году пока отстает от индекса развивающихся рынков MSCI, но российские акции тем и привлекательны. Они сейчас самые дешевые (по коэффициенту P/E) на всем пространстве развивающихся рынков. Им остается только устойчиво расти.

А вот что говорят менеджеры иностранных компаний, ведущих бизнес в России. По мнению более половины из них, отдача от инвестиций в нашу страну выше, чем от вложений в Восточную Европу, Бразилию или страны СНГ; 80% опрошенных говорят, что за последние два года успешно реализовали свои бизнес-планы. Это данные опроса иностранных топ-менеджеров, проведенного в январе – феврале агентством PBN по заказу Консультационного совета по иностранным инвестициям (КСИИ). Инвесторы прекрасно знают, с кем договариваться: 88% считают, что главное – с администрацией президента. Договариваемся и работаем – именно такой инвестиционный климат, как выяснилось, и есть основа для отличного роста иностранных инвестиций в Россию. По данным Росстата, они выросли на 36%. При чем здесь искаженная структура экономики? Какие демократические ценности, какие институты и судебная система? Что за маргинальный бред?

Граждане тоже не зевают и закупаются изо всех сил – потребительских кредитов в прошлом году выдано в два раза больше, чем годом раньше. По опросу ВЦИОМ, за прошлый год число россиян, считающих материальное положение своей семьи “средним”, выросло с 54% в январе до 58% в декабре. Впечатляющие цифры объемов закупок автомобилей и квартир хорошо известны.

Государственной пропаганде тут нечего делать. Оппозиции и так трудно за что-либо уцепиться. Недовольство общим ходом дел испытывают многие. Но, может, это все журналисты клевещут – особенно западные. Реальность все равно скрыта толстым слоем нефтяного жира. Конечно, “договариваться и работать” могут далеко не все. Как известно из данных Росстата, богатые становятся богаче, а бедные – беднее. Разрыв между доходами 10% самых богатых и 10% самых бедных (богатые почти в 15 раз богаче) уверенно растет и обещает расти дальше.

На этом фоне перед читающей публикой разворачивается безобразная драка между государственными мужами за многомиллиардные активы “Юганскнефтегаза”. В деле “ЮКОСа” продолжается фарс, переходящий в трагедию, если вспомнить о положении Светланы Бахминой (см. редакционную статью).

А правительство стало клубом благонамеренных джентльменов, ведущих достойный всякого поощрения спор о тонкостях налогообложения. Оппозиционные лидеры, в свою очередь, в своем клубе заняты возвышенной дискуссией о принципах. И за это не повернется язык их ругать. Поступаться принципами – последнее дело.

Россия переживает непривычное для себя искушение – искушение деньгами. Причем понятно же, что благополучие нынешнее во всех смыслах поверхностно и непрочно. И мы постыднейшим образом это испытание не выдерживаем.