Реформа ЖКХ: Посмотрим правде в глаза


Главная цель преобразований, проводимых в стране, – повышение качества жизни. Реформы необходимы, медлить с ними нельзя, но это не означает, что они могут проводиться за счет людей. Напротив, заинтересованность большинства граждан страны в результатах реформ должна стать важнейшим двигателем и ресурсом этого процесса.

В числе приоритетных задач – реформа ЖКХ, которая за последнее время уже обросла слухами и домыслами. Иногда мы слышим, что страну ждет в результате этой реформы чуть ли не катастрофа. Между тем коммунальная катастрофа действительно была бы возможна, но совсем в другом случае: если бы мы отложили реформу еще на несколько лет.

Жилищно-коммунальная сфера деградировала в течение многих лет, при этом обходясь населению с каждым годом все дороже и дороже.

Давайте посмотрим правде в глаза: сегодня наше коммунальное хозяйство устроено так, что сколько туда ни вкладывай денег, все будет мало – трубы будут так же течь, тепло уходить, лифты не действовать. Латать дыру на дыре не только нерентабельно, но и бессмысленно.

Городской жилищный сектор и коммунальное хозяйство в России по-прежнему почти полностью под управлением государства, которое, будем откровенны, пока не может проявить себя как эффективный менеджер. Низкое качество жилья, инфраструктуры и их обслуживания, а также завышение нормативов потребления, разворовывание выделяемых финансовых средств, топлива, оборудования, материалов – вот далеко не полный перечень сегодняшних характеристик нашего ЖКХ, которые всем хорошо известны. Положение усугубляется массой неурегулированных долговых обязательств, буквально закупоривающих финансовые артерии отрасли, не зря их зовут “долговыми тромбами”.

Необходимо полностью изменить механизм функционирования отрасли, наладить вменяемый менеджмент, сделать ее привлекательной для инвестиций, предоставив разным структурам, в первую очередь частным, возможность конкурировать в сфере предоставления гражданам коммунальных услуг. В этом и заключаются цели начатой реформы.

Строго говоря, реформирование отрасли началось еще в 1992 г. Именно тогда была поставлена задача формирования трех рынков: жилья, жилищных и коммунальных услуг. За эти годы свыше 70% городских жителей России стали квартировладельцами, но справедливым ли будет признать, что у нас сформировался рынок жилья?

Любая реформа нуждается в соответствующем законодательном сопровождении, и серьезный прорыв произошел в минувшем году: был разработан и большей частью принят пакет законодательных предложений по формированию рынка доступного жилья. В частности, новый Жилищный кодекс РФ, вступивший в действие с 1 марта 2005 г., упорядочивает хаотичный массив законов в сфере ЖКХ, действовавших до настоящего времени.

Важно, что механизмы реформы уже были апробированы: 19 регионов Российской Федерации в порядке эксперимента стали внедрять новые принципы регулирования раньше, и в этих регионах сегодня быстро формируется благоприятная среда для вхождения частного бизнеса в сферу ЖКХ.

При подготовке законов анализировался и успешный зарубежный опыт – постсоветских республик (в частности, Казахстана и Эстонии) и тех европейских стран, где коммунальная инфраструктура не передана в частную собственность, а, оставаясь муниципальной, эксплуатируется частными операторами на договорных условиях. Это так называемая “французская модель” ЖКХ. Конкуренция по этой модели должна идти за право на долгосрочное управление инфраструктурой. Сегодня наше законодательство предусматривает арендные отношения, а срок аренды не превышает пяти лет. То есть вы на протяжении этих пяти лет вкладываете деньги в коммунальные сети, налаживаете их работу, а с вами могут не продлить аренду – вот где потенциальные инвесторы видят для себя ловушку.

Разрабатываемый в настоящее время проект закона о концессионных соглашениях должен защитить, с одной стороны, предпринимателей от произвола, с другой – жильцов от диктата коммунальных бизнесменов.

Часто спрашивают: с какой стати бизнес пойдет в такую убыточную область? ЖКХ убыточно при нынешней системе, доставшейся в наследство от прошлого. Экономический потенциал сектора велик, и ЖКХ во многих странах является привлекательной отраслью экономики. Внедрение рыночных механизмов сделает вложения в жилищно-коммунальное хозяйство выгодными. И бизнес готов сделать эти вложения, он уже пришел в отрасль. Сегодня доля частного бизнеса в ЖКХ равна 17%.

Ресурсы эффективности здесь достаточно велики – существует потенциал для снижения затрат на производство – прежде всего за счет внедрения ресурсосберегающих технологий и сокращения потерь, улучшения управления и ликвидации бесхозяйственности. Появление коммерческих инициатив и приход в коммунальный сектор первых частных операторов создают реальные предпосылки для проведения в жизнь запланированных системных улучшений в ЖКХ, более масштабных инвестиций.

Уже есть достаточно показательные примеры привлечения инвесторов, в том числе иностранных, готовых принять жилые дома на обслуживание. С одним из таких проектов – в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга – я знаком по своей депутатской работе.

Грамотная организация системы обслуживания домов может резко улучшить качество услуг, а федеральные стандарты предельной стоимости, принятые в 2004 г., не позволят поставщикам взвинтить на них цены.

У нас миллионы малообеспеченных семей, для которых оплата коммунальных услуг пробивает настоящую брешь в семейном бюджете. Многим уровень дохода вообще не позволяет в полной мере осуществлять эту оплату.

Если по отношению к семейному доходу расходы на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг превышают предельно допустимый уровень (по федеральным стандартам он равен 22%), такая семья имеет право на субсидию. Добавлю, что принятый Думой пакет законов не предусматривает отмены существующих льгот.

Согласно замыслу реформы с 31 декабря 2005 г. бюджетные субсидии на жилье для социально незащищенных категорий граждан будут переводиться не на счета предприятий ЖКХ, а на адресные персонифицированные счета, причем деньги должны поступать на них заранее, до дня выплат. Уже больше 10 регионов перешли на такую систему. Проверено: она работает.

Некоторые мои коллеги по Думе говорят: Жилищный кодекс нельзя было вводить в действие. Ведь сделано далеко не все – нет ряда сопутствующих нормативных актов. Если встать на эту логику, Жилищный кодекс не вступит в силу никогда. Мы не могли бесконечно откладывать ввод кодекса в действие. Он назрел и перезрел. В то же время мы обеспокоены тем, что на уровне правительства до сих пор не принят пакет нормативных документов, необходимых для того, чтобы многие положения кодекса начали работать.

Важно реформировать отрасль так, чтобы люди почувствовали реальное улучшение. Для этого органы власти всех уровней и всех ветвей должны в полной мере осознавать ответственность за качество принимаемых решений и их последующей реализации. Представительные органы, начиная с Федерального собрания, обязаны обеспечить контроль за действиями чиновников в сфере ЖКХ, а правоохранительные органы – оградить граждан от злоупотреблений, в том числе связанных с невыполнением требований закона. Мы будем проводить постоянный мониторинг, который позволит своевременно выявить сбои и максимально безболезненно их устранить. Граждане заинтересованы в качественном улучшении системы ЖКХ, а значит, власть должна эту задачу решить.