Вторые после Америки

Д.Гришкин

В мировом списке также впервые фигурирует Елена Батурина, владеющая 99% акций ЗАО “Интеко” ($1,3 млрд против $1,1 млрд по версии русского Forbes). Зато в списке нет президента Альфа-банка Петра Авена ($2,1 млрд год назад) и бывших совладельцев “Газпрома” Рема Вяхирева и Вячеслава Шеремета ($1,3 млрд и $1,2 млрд). Из менеджеров “Сибнефти” в списке остался только гражданин США Евгений Швидлер ($2 млрд). А совладельцев компании Давида Давидовича, Андрея Городилова и Валерия Ойфа (у каждого было чуть более $1 млрд) из перечня исключили. По словам Кашулинского, Forbes ввел более консервативные критерии.

Бум на сырьевых рынках пополнил кошельки нефтяников и металлургов. Британский бизнесмен индийского происхождения Лакшми Миттал, объединивший в октябре три компании в крупнейшую в мире стальную империю Mittal Steel, совершил самый значительный скачок: его состояние увеличилось на $18,8 млрд до $25 млрд (3-е место). 1-е место 11-й год подряд занимает основатель Microsoft Билл Гейтс ($46,5 млрд), но инвестиционный гуру Уоррен Баффетт с каждым годом подбирается к нему все ближе ($44 млрд). Поставлен новый рекорд по числу и совокупному состоянию миллиардеров: 691 бизнесмен “стоит” $2,2 трлн.

Впервые в списке Forbes появились миллиардеры из других стран СНГ помимо России: Украину и Казахстан представляют по три бизнесмена. Ринат Ахметов (258-е место с $2,4 млрд) контролирует компанию System Capital Management, которая владеет рядом крупных промышленных предприятий Донбасса. Зять бывшего президента Кучмы Виктор Пинчук (507-е с $1,3 млрд) контролирует, в частности, Никопольский завод ферросплавов, доля которого на мировом рынке ферросплавов составляет 11,5%. Сергей Тарута (620-е с $1 млрд) – глава совета директоров корпорации “Индустриальный союз Донбасса”, в которую входят более 40 предприятий черной металлургии и др. Трое миллиардеров из Казахстана – тоже сырьевики.

Внимание к Украине привлекли бурный рост цен на сырьевые товары и политические события в стране, объясняет один из составителей списка Луиза Кролл: “капитализм в его зачаточной форме очень нам интересен”. Оценить состояние украинских бизнесменов было трудно, признается она, – и не только из-за скрытности самих олигархов. В 2004 г. Ахметов и Пинчук за $800 млн купили крупнейший на Украине металлургический комбинат “Криворожсталь”. “Купили его с большой скидкой, так что их реальные состояния нужно оценивать аккуратно”, – говорит Кролл. В феврале украинские власти начали деприватизацию “Криворожстали” – если Ахметов и Пинчук лишатся ее, они могут потерять и места в списке.

У российских миллиардеров сменился лидер. Самый богатый человек Великобритании по версии газеты Sunday Times теперь стал и самым богатым россиянином: состояние основного владельца “Сибнефти” Романа Абрамовича Forbes оценивает в $13,3 млрд. Бывший лидер Михаил Ходорковский ($15,2 млрд в 2004 г.) теперь имеет $2,2 млрд. В январе Ходорковский передал своему партнеру Леониду Невзлину контроль над 59,5% акций гибралтарской Group Menatep, которой принадлежит более 61% акций “ЮКОСа”. “Но мы считаем, что у него достаточно собственности, чтобы попасть в список”, – говорит главный редактор российского Forbes Максим Кашулинский. В апреле 2004 г. русский Forbes составил свой список самых богатых россиян, в котором было 36 миллиардеров. Из нынешнего списка выпали пять совладельцев Group Menatep: капитализация “ЮКОСа”, по данным на 11 февраля, когда составлялся список, составила $1,8 млрд, а год назад – $32 млрд.

Зато в числе российских миллиардеров впервые значатся Борис Иванишвили ($2,6 млрд) и Владимир Иорих ($1,5 млрд). Иванишвили за $2 млрд продал свои металлургический бизнес, есть у него банковские и прочие активы. Осенью стало известно, что Иорих – равноправный партнер Игоря Зюзина ($1,5 млрд) по Стальной группе “Мечел”.

Алишер Усманов (состояние в $1,8 млрд) заявил “Ведомостям”, что рад быть в списке. “Любой человек, всерьез занимающийся бизнесом, хочет этого. Это признание заслуг и достижений. Те, кто утверждает, что это неприятно, лукавят”, – считает магнат. По мнению Усманова, Forbes оценил его состояние на основе активов, стоимость которых уже была раскрыта, – Михайловского ГОКа и “Уральской стали”, Лебединский ГОК и Оскольский электрометаллургический комбинат остались вне поля зрения. “Я не стыжусь, что попал в список”, – согласен другой миллиардер Александр Лебедев.