“Газпрому” дали новый срок

Алексей Миллер празднует победу: выбран его план, считают в “Газпроме”/ С.Портер

Две недели назад председатель правления “Газпрома” Алексей Миллер и президент “Роснефти” Сергей Богданчиков вышли к телекамерам и объявили, что государство получит контрольный пакет акций в “Газпроме” в обмен на 100% акций “Роснефти” без “Юганскнефтегаза”, который станет самостоятельной госкомпанией. Сутки спустя “Роснефть” объявила слова Миллера о самостоятельности “Юганска” его “личным мнением” и изложила иную схему слияния: “Роснефть” обменивает акции части своих “дочек” на 10,7% “Газпрома” и сохраняет контроль над переданными в монополию активами. А еще через день “Роснефть” назвала это заявление “технической ошибкой”.

Миллер же от своих планов не отказался. А вчера Минпромэнерго заявило, что согласовало с Минэкономразвития, Росимуществом, руководителями “Роснефти” и “Газпрома” план совместных действий по консолидации активов компаний. “План рассчитан на то, что все основные процедуры будут завершены в июне этого года”, – приводятся в сообщении слова министра Виктора Христенко. Подробности представители министерства отказались разглашать.

В “Газпроме” утверждают, что речь идет о согласовании схемы, озвученной Миллером. “План действий предусматривает конкретные шаги всех заинтересованных сторон, нацеленные на завершение сделки по схеме, озвученной Миллером 2 марта”, – говорит пресс-секретарь Миллера Сергей Куприянов.

Эта схема предполагала, что “Юганскнефтегаз” вместе с “Байкалфинансгрупп” выделят в отдельную компанию. После этого 100% акций “Роснефти” будут внесены в “Газпром” в обмен на 10,7% его акций по схеме, утвержденной правительством еще в 2004 г. Тогда было решено приватизировать “Роснефть”, передав ее акции государственному АО, которое затем заключило бы договоры мены с “дочками” “Газпрома”. В 2004 г. ФГУП “Технопромэкспорт” уже зарегистрировало для этого АО “Роснефтегаз”. Куприянов утверждает, что эту компанию и планируется использовать для сделки. Росимущество действует по схеме, утвержденной правительством еще в прошлом году, и новых поручений не получало, заявил “Ведомостям” высокопоставленный чиновник этого ведомства. В Минэкономразвития отказались обсуждать слова Христенко. Представитель “Роснефти” от комментариев отказался, а связаться с Богданчиковым не удалось.

Что будет с долгами “Роснефти”, которые резко возросли в результате покупки “Юганскнефтегаза”, еще не решено, говорит Куприянов. “Роснефть” оценивает свои обязательства, включая долги “Юганска” и его обременения, примерно в $20 млрд. Из них налоговые долги “Юганска” составляют $5,1 млрд, его обязательства по гарантиям за “ЮКОС” — $1,4 млрд. Долги самой “Роснефти” до покупки “Юганска” аналитики оценивают в $3 млрд.

Заявление Христенко стало известно, когда торги на российских биржах уже закрылись. “Это хорошая весть для акций “Газпрома”, теперь рынок будет считать, что близка его либерализация”, – отмечает аналитик “Атона” Дмитрий Лукашов. Однако о слиянии “Газпрома” с “Роснефтью” и последующем снятии ограничений на обращение его акций говорят уже давно, напоминает директор Prosperity Capital Management Иван Мазалов. “Слишком долго об этом говорят, и слишком противоречивая информация поступает”, – сетует он. О том, что либерализация рынка акций “Газпрома” – “вопрос не лет, а месяцев”, заявил президент Владимир Путин еще в октябре 2003 г. А изначально “Газпром” и “Роснефть” планировали завершить объединение до конца прошлого года. Поэтому фондовый рынок оживится, только когда увидит реальные шаги по слиянию двух компаний, говорит Мазалов.