Что выбрать: карьеру или мечту


Ирина Смолко мечтала заниматься кино еще во время учебы в ЛГУ. Но не сложилось, да и специальности такой – продюсер – тогда в стране не было. “А режиссера из меня не получится: слишком педантичная профессия”, – говорит Смолко. Чтобы мечта реализовалась, Смолко пришлось ждать 11 лет – именно такой срок она руководила исследовательско-консультационной компанией “Альт”, в создании которой принимала самое непосредственное участие. В 2003 г. она поступила во ВГИК, а затем покинула свою компанию.

“Когда делаешь выбор в пользу своей мечты, конечно же, лишаешься какой-то части жизненного комфорта, – говорит Смолко. – Раньше у меня было четыре водителя в разных городах, множество помощников на все случаи жизни, возможность получать доход от продажи акций. Сейчас же я не только не имею прежних средств и возможностей, но занимаю деньги на то, чтобы вкладывать их в свои проекты”. Но она не жалеет. “Была бы стоящая идея, а затраты всегда окупятся”, – рассуждает она.

Смолко вспоминает, что оставить фирму сразу было нельзя, но, когда наконец появился человек, который мог взять на себя руководство, она вздохнула свободнее. “Тогда я и уехала в московский офис и начала совмещать работу с учебой”, – вспоминает она. Владея на тот момент 90% акций фирмы, она передала часть пакета сотрудникам, а часть им же продала. “В консалтинге правильно не продавать свою долю посторонним, а оставлять в компании, – говорит Смолко. – Хотя предложения были. Фирма прекрасно работает и дальше, там молодые, амбициозные люди, которыми я горжусь. И вообще считаю “Альт” своим первым продюсерским проектом”.

Сейчас Ирина ведет несколько собственных проектов, среди них – сайт с серией мультфильмов, которые она планирует к концу года усовершенствовать и предложить MTV. “Готовлю также сериал про героя наших дней, – рассказывает Ирина. – Но больше всего времени и сил уделяю полнометражному фильму. Сценарий к нему почти готов, и сейчас я обсуждаю с одним известным режиссером его участие в проекте”.

Как отмечает гендиректор HR-лаборатории Human Technologies Алексей Серебряков, “в последнее время мечтания все чаще приобретают бизнес-оттенок: люди хотят сделать новый брэнд, новую услугу, продукт”.

“То, что человек пошел в киноиндустрию из консалтинга, для меня одно из логичных продолжений карьеры, – комментирует директор по работе с клиентами российского отделения компании SHL Ирина Бевз. – Деятельность практически универсальная и креативная. Консультант привлекается в компанию тогда, когда рутинные стандартные схемы не работают и нужны опыт и креативность”.

Бизнес на стороне

До недавнего времени Юлия Немировская работала менеджером отдела международного учета и отчетности в компании “Русал”, а затем стала одним из соучредителей кальян-бара Post Scriptum на Бережковской набережной.

“Принять решение уйти в никуда было не так-то просто, – говорит Немировская. – В “Русале” я проработала четыре года, то есть практически со дня основания компании. Руководство было удивлено, ведь в этой системе не принято уходить без очевидных перспектив. И мои риски были вполне понятными”. Во-первых, она лишилась гарантированного заработка. Во-вторых, теперь ей приходится думать о пополнении оборотных средств. Решение было принято не сразу. Поначалу Немировская пыталась совмещать работу с собственным делом. “Только потом, когда клуб открылся и начал работать, я написала заявление об увольнении”, – говорит она.

Cамое важное, что можно сделать, чтобы подстелить соломки, считает консультант компании “Анкор” Лора Буромская, – сохранить добрые отношения с компанией. Если вы твердо решили менять деятельность, важно сразу же сообщить об этом руководству, чтобы дать возможность подготовить замену.

Немировская из “Русала” рассказывает, что открытие собственного клуба происходило исключительно по наитию: не было ни связей, ни бизнес-опыта, ни знаний, связанных с получением лицензии и всевозможных разрешений. Все пришлось постигать самой.

Связей в новой сфере не было совсем, вспоминает и Смолко. Но благодаря вгиковскому преподавателю Константину Огневу, который организовал мастер-классы, в течение двух лет она познакомилась с ведущими кинодеятелями – начиная от режиссеров и заканчивая продюсерами.

Риск не так уж велик

Эксперты считают, что погоня за ускользающей мечтой – дело не слишком рискованное. Консультант компании “Анкор” Лора Буромская утверждает: “Конечно, риски есть всегда, без них, наверное, и неинтересно. Но именно ради этого адреналина многие и начинают новое”.

Но в том случае, когда человек делает свой выбор осознанно, проблем быть практически не должно. “Основные риски связаны с тем, что человек неправильно диагностирует причину своего желания сменить деятельность, – считает директор по развитию бизнеса “ЭКОПСИ Консалтинг” Анна Бурова. – Очень часто это происходит из-за того, что человек устал”. “Другая причина таких эмоциональных решений – кризис среднего возраста, – говорит Бурова. – Карьера сделана, куплена квартира, дети почти выросли, есть три машины. Человеку в голову приходят мысли, тем ли он занимается в жизни и не упускает ли он свое время”. По мнению эксперта, обе ситуации типичны для сегодняшних менеджеров, особенно для тех, кто начинал российский бизнес, работал с надрывом и вынужден был учиться всему с лету.

Нужно принимать очень взвешенное решение, предупреждает эксперт, и отделить ту ситуацию, когда ты устал. В пример Анна Бурова приводит историю одного из клиентов “ЭКОПСИ Консалтинг”, который успешно работал в некой компании, но через два года решил резко сменить деятельность, ушел в другую сферу, затем в течение года сменил несколько работодателей. “Когда я спросила его, как он оценивает эти метания, он сказал: “Мне нужно было уйти в отпуск на три месяца”, – рассказывает Бурова. – Уходить в отпуск на три месяца, прежде чем принимать столь ответственное решение, – универсальный совет, который можно дать в подобной ситуации”.

Минусом подобный случай может стать и с точки зрения продолжения карьеры. Не всякий работодатель считает опыт собственного бизнеса у соискателя положительным. “В западных компаниях, например, не очень любят людей с предпринимательским опытом в прошлом, потому что возникают сомнения в управляемости человеком в их жесткой и четкой структуре, – говорит Буромская. – Ведь человек имел возможность решать все вопросы сам”. В то же время, говорит консультант, есть компании, для которых опыт управления собственным бизнесом, а значит, чувство ответственности и понимание бизнеса с точки зрения руководителя, напротив, очень ценны.

“В случае провала проекта я вряд ли вернусь в прежнюю компанию, так как теперь не смогу быть просто исполнительным сотрудником, от которого не потребуется ничего, кроме дисциплины, – вторит консультанту Немировская. – Это должна быть работа с творческой жилкой, а просто занять вакансию менеджера и выполнять хорошо поставленную техническую работу мне уже неинтересно”.