“Просто магазин”


К сегодняшнему заседанию правительства министр экономического развития Герман Греф подготовил предложения о том, как лучше управлять госимуществом. Он считает, что сосредоточиться нужно на более эффективной продаже этой собственности.

С 1991 г. идеологию приватизации сначала формулировал комитет, а потом – Министерство имущественных отношений. Единственным продавцом госсобственности по закону является РФФИ. Фонд организует конкурсы и аукционы, а также годами управляет переданными ему госпакетами акций. После реорганизации правительства в 2004 г. вместо Минимущества появилось Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество).

Греф предлагает правительству покончить с монополией РФФИ и лишить фонд ключевых полномочий. В частности, к Росимуществу могут перейти право владения акциями, которые предназначены на продажу. “РФФИ – специализированное госучреждение, а не орган власти”, – одобряет идею руководитель департамента Минэкономразвития Игорь Гречухин. По словам руководителя департамента Минпромэнерго Владимира Тараскина, пока РФФИ управлял госпакетом, руководство фонда могло через госпредставителя в совете директоров влиять на сделки АО. С передачей полномочий Росимуществу “темных моментов” не будет, надеется он. Само по себе это не повысят темпы продаж, но правильно с точки зрения менеджмента, считает замруководителя Федерального агентства по транспорту Александр Бородин. “Предпродажная подготовка должна быть сосредоточена в федеральном органе власти, – говорит он. – Мы уйдем тогда от чересполосицы, когда пакеты акций одного и того же АО находились в руках РФФИ и Минимущества”.

РФФИ может потерять и монополию на продажу госсобственности, на чем год назад настаивал руководитель Росимущества Валерий Назаров. В материалах, которые Минэкономразвития отправило к заседанию правительства, чиновники настаивают на “предоставлении прав продажи федерального имущества на конкурсной основе”.

В 2001 г. чиновники уже вписывали такую норму в готовившийся закон о приватизации, вспоминает Тараскин. Но за считанные дни до его внесения в Думу руководство РФФИ убедило правительство сохранить монополию.

Конкуренция улучшит качество предпродажной подготовки и повысит цену сделок, надеется Гречухин. Он считает, что для конкурсной передачи госпакетов независимым брокерам можно и не править закон о приватизации. А по словам чиновника правительства, в середине года будут готовы документы для начала биржевой торговли госакциями. Правда, Гречухин опасается, что многие пакеты не попадут в котировальный лист бирж, поскольку не отвечают жестким требованиям отбора. В любом случае, написано в докладе Минэкономразвития, РФФИ благодаря “профессионализму и развитой территориальной сети” получит “несомненное преимущество” перед возможными конкурентами.

Но они не боятся борьбы с госпродавцом. Например, говорит гендиректор “Атона” Александр Кандель, его компания готова предложить меньшую комиссию за организацию торгов, чем РФФИ. Постановление правительства сейчас ограничивает ее размер 5% от выручки на аукционе. В среднем, говорил в конце 2004 г. представитель РФФИ Владимир Зеленцов, фонд берет 3%. Правда, при продаже “Юганскнефтегаза” услуги РФФИ стоили 0,1% – $9,35 млн. На торгах акциями “ЛУКОЙЛа” фонд заработал $60 млн, “Лензолота” – $4,56 млн. Зато “всю прибыль” РФФИ перечисляет в бюджет, напоминает нынешний представитель фонда Николай Николаев. Он сожалеет о том, что его учреждение хотят превратить “просто в магазин”.