Новое дело Рожецкина

С. Портер

В офис “Альфа-Телекома” (куда входят телекоммуникационные активы “Альфа-групп”) вчера наведались следователи ГУВД Москвы во главе со старшим оперуполномоченным Сергеем Ревякиным. Как рассказал вице-президент “Альфа-Телекома” Кирилл Бабаев, сотрудник милиции собирался изъять документы 100%-ной “дочки” “Альфы”, компании “ЦТ Мобайл”. После того как следователям объяснили, что офис “ЦТ-Мобайла” находится в Нижневартовске, следователи покинули офис с пустыми руками.

Бабаев пояснил, что обыски в офисе “Альфа-Телекома” проходили в рамках уголовного дела, возбужденного ГУВД в конце 2004 г. по ст. 159 ч. 4 УК “мошенничество, совершенное организованной группой в особо крупных размерах”. Подозреваемые по делу – инвестбанкир и бывший член правления “Норильского никеля” Леонид Рожецкин и его партнеры Дмитрий Разумов и Кристоф Шарлье.

В августе 2003 г. Рожецкин и его партнеры продали структурам “Альфы” компанию LV Finance, главным активом которой были 25,1% акций сотового оператора “МегаФон”. У сделки нашлись противники: IPOC объявил, что акции “МегаФона” уже обещаны ему. Теперь фонд пытается доказать это в нескольких международных судах. Не дожидаясь исхода дела, “Телекоминвест” TeliaSonera и “ЦТ-Мобайл” объявили, что будут вместе препятствовать конкурентам, таким как “Альфа-групп”.

Как оказалось, параллельно представители IPOC обратились за помощью в правоохранительные органы. Нынешний президент LV Finance Леонид Маевский рассказал “Ведомостям”, что президент IPOC Майкл Норт написал в УБЭП ГУВД Москвы 11 июня 2004 г. жалобу на мошеннические действия владельцев LV Finance, причинившие компании IPOC ущерб в крупных размерах. По его словам, Норту трижды отказали в возбуждении уголовного дела, но 28 декабря 2004 г. следователь 1 отдела следственной части главного следственного управления при ГУВД г. Москвы Олег Дроботухин все-таки завел дело в отношении Рожецкина и партнеров по ч. 4 ст. 159 УК, предполагающей наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет тюрьмы и штрафа в размере до 1 млн руб. Сейчас это дело ведет старший следователь 1 отдела ГСУ при ГУВД Москвы Артур Ширяев. Дроботухин подтвердил “Ведомостям”, что возбудил уголовное дело в отношении Рожецкина и передал его для расследования Артуру Ширяеву. Ширяев от комментариев отказался. А Джеффри Гальмонд, называющий себя владельцем IPOC, подтвердил, что дело против Рожецкина и партнеров возбудили по инициативе представителей оффшора. Гальмонд настаивает, что те продали пакет “МегаФона” в обход опционного соглашения с IPOC.

Выпускник Гарварда, Оксфорда и Сорбонны 38-летний Леонид Рожецкин провел не одну сделку на миллиард долларов. В 1997 году он оказал изрядную услугу российскому правительству, организовав продажу госпакета “Связьинвеста” за $1,87 млрд консорциуму Mustcom. Позднее главный учредитель консорциума Джордж Сорос назвал это вложение худшим в своей жизни. За год до этого Рожецкин помог “ВымпелКому” вывести акции на Нью-Йоркскую фондовую биржу, а в 2004 г. организовал для “Норникеля” покупку американской StillWater Mining и 20% акций южно-африканской Gold Fields за $1,2 млрд. “Он участвовал в очень шумных и скандальных сделках”, – констатирует гендиректор инвестгруппы “Атон” Александр Кандель.

Сам инвестбанкир, с которым удалось связаться “Ведомостям”, комментировать ситуацию не стал. Его помощник лишь сообщил, что Рожецкин находится за границей. С Разумовым и Шарлье связаться не удалось. Партнер Рожецкина, руководитель группы “Спутник” Борис Йордан удивился, узнав, что против его давнего знакомого возбуждено уголовное дело. “Я не понимаю, как оно могло вырасти из спора между коммерческими компаниями?” – недоумевает он.

Но такое в России случается. В 2000 г. против владельца компании “МИКОМ” Михаила Живило возбуждено уголовное дело по ст. 277 УК – следствие считает Живило причастным к подготовке убийства губернатора Кемеровской области Амана Тулеева. Уголовное дело против него было возбуждено в разгар борьбы “Сибирского алюминия” Олега Дерипаски за принадлежащий Живило Новокузнецкий алюминиевый завод. В 1998 г. против главы совета директоров Магнитогорского меткомбината Рашита Шарипова было возбуждено уголовное дело по факту хищения 30% акций ММК. Борьба за этот пакет началась после конфликта Шарипова с гендиректором ММК Виктором Рашниковым.