Воронеж не стал Сталинградом


Воронежская область – знаковый регион для партии “Родина”. От одного из воронежских одномандатных округов трижды избирался в Госдуму председатель партии и руководитель фракции Дмитрий Рогозин. “Родинцы” даже провозгласили Воронеж “своим Сталинградом” и пообещали, что именно здесь “будет дан бой той политике, которая ведется в стране”.

Своим главным противником “родинцы” считали “Единую Россию”, кандидатский список которой возглавил губернатор области Владимир Кулаков. Рогозин и его коллеги по думской фракции лично занимались агитацией и контрагитацией, причем довольно агрессивно. Например, “родинцы” успели посудиться с местной ГТРК, отказавшейся размещать в эфире агитационные ролики с отрывками из интервью Рогозина, в котором он называет “Единую Россию” “объединением бюрократов” и “группой андроидов”. В борьбу оказался втянут даже генпрокурор Владимир Устинов. Думцы-“единороссы” пожаловались ему на “заявления Рогозина о готовящейся фальсификации результатов выборов”.

Но победить “Родине” это не помогло. По предварительным данным после обработки 100%, лидером гонки оказалась “Единая Россия” – ее список собрал 29,9% голосов, кандидаты победили в 22 одномандатных округах. “Родина” набрала лишь 21,2% и проиграла все округа. На третьем месте оказались коммунисты с 13,6% голосов, а за “кандидата “против всех” проголосовали почти 12% воронежцев.

“Мы однозначно работали на больший результат и на самом деле его добились. Но другой вопрос – кто и как считал [голоса избирателей]?” – комментирует итоги руководитель управления партстроительства исполкома “Родины” Алексей Журавлев. Он жалуется на административный ресурс, который, по его словам, активно использовал губернатор, а также на многочисленные нарушения законодательства штабом и кандидатами “Единой России”. Однако и у “единороссов”, в свою очередь, много претензий к “родинцам”, утверждает замруководителя центрального исполкома “Единой России” Владимир Мединский. И Журавлев, и Мединский обещают судиться.

“Воронежская кампания была первой в истории “Родины”, в которой она участвовала самостоятельно, не объединяясь ни с кем в блок и не принимая ничью помощь со стороны”, констатирует политконсультант Глеб Кузнецов.

Задачей воронежской кампании “Родины” было “показать, что “Единую Россию” в принципе можно победить, – говорит Матвейчев. – Логика была следующей: если это возможно в отдельном регионе, значит, при хорошем финансировании результат можно повторить и по всей стране”. Провал “Родины”, по мнению эксперта, был предопределн не только использованием административного ресурса, но и собственными ошибками рогозинцев. “Увлекшись критикой “Единой России”, они забыли о себе и заставили избирателей определяться за “единороссов” или против, – поясняет Матвейчев. – И многих также отпугнул агрессивный стиль Рогозина”.